Анализ стихотворения Бальмонта «Воздушный храм»

Противоречивая природа символа солнца широко отражена в бальмонтовском творчестве. Сквозной образ наделяется поэтом то созидательной, то разрушительной силой. «Жизни податель», дневное светило «ласкает» нежные цветы, но если «захочет», может с легкостью разжечь степной пожар, став источником «страшного сжигающего света». Величественный образ близок к божественному началу. Автор, пишущий «Солнце» с заглавной буквы, называет его «бессмертным» и «животворящим».

Лирический герой-поэт, который именует себя

«сыном Солнца», декларирует верность высокому покровителю: он клянется до самой смерти «петь» гимны «вечно молодому» патрону.

В стихотворении 1902 г. отображается гармоничная ипостась знакового образа-символа. При помощи сплетений света всесильного «горячего Солнца» вырастает чудесное видение — небесный храм. Он располагается высоко над землей и укрыт облаками, но доступен для детального наблюдения лирическому герою.

Поведение «призрачных» богомольцев соответствует традициям: паства преклоняет колени, возносит молитвы и затем покидает святилище. Иконы в позолоченных окладах, горящие

кадильницы — внутреннее убранство фантастической постройки также напоминает земную церковь. Однако сходство внешних атрибутов подчеркивает особенности атмосферы ирреального пространства — обилие света, блеска и господство тишины.

Внимание лирического субъекта переключается на загадочных богомольцев, которым поручена важная миссия создания «покрова бытию». Невидимые фигуры, подобно странствующим проповедникам, несут земному миру благодатные дожди, живую веру и пример истинного смирения.

В двух последних катренах автор изображает картину вечернего заката, решенную по принципам символизма. Пара ярких однокоренных эпитетов — «запредельный» и «беспредельный» — призвана охарактеризовать высокую и прекрасную, но непосильную для человеческого познания сущность Солнца. Мощь светила преображает портрет унылой «пленной» земли, на которую снисходит отблеск горней красоты. «Светлая пыль» на фоне желтых полей — отражение роскошной позолоты воздушного здания.

Основываясь на классической антитезе небесного и земного, Бальмонт трактует вечное противостояние как противоборство духовного и бездуховного, сил космоса и хаоса. Образ заоблачного храма становится центром, «местом силы», способным озарить земную жизнь радостным светом божественной любви.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Анализ стихотворения Бальмонта «Воздушный храм»