Анализ стихотворения Баратынского «Финляндия»

Северный пейзаж, изображенный в произведении 1820 г., был хорошо знаком начинающему автору: с финской землей его связывали пять лет военной карьеры. Стихотворение служит своеобразной отправной точкой, с которой начался путь Баратынского к известности. Лишь несколько лет отделяют его от настоящей популярности и звания мастера элегического жанра.

Зачин обозначает позицию «певца»: романтический герой находится среди высоких скал. С почтением обращаясь к последним, он оперирует возвышенной лексикой. Сравнение с богатырями, охраняющими

«ледяной венец» планеты, дополняется эпитетами «вековые» и «миру современные».

Видя в «гранитах» и «громадах» пример постоянства, лирический субъект клянется в неизменности, твердости своих убеждений.

Еще одна пейзажная доминанта, пленяющая восторженного созерцателя суровой красотой, — «необъятные воды», на горизонте слившиеся с небом. В морской глади видна кромка дремучего леса. Образ последнего представлен ярким олицетворением: густой бор не только сходит к воде, но и смотрится в собственное отражение.

Постепенно наступает вечер, и перед читателем появляется величественная

панорама ясного неба. Метафора уподобляет «алмазные звезды» хору, который получает определение «ненужный»: короткая летняя ночь светла и прекрасна, она не нуждается в дополнительных декорациях.

Размышления лирического субъекта вызывают к жизни новую тему — мифологическую, причем эпизоды народного эпоса трактуются как фрагменты героической истории северной земли. Обращаясь к персонажам скандинавских саг, автор следует традициям, которые были заложены старшими собратьями по перу. В произведении Батюшкова «На развалинах замка в Швеции» в воображении задумчивого романтика возникает развернутая картина «угрюмой древности».

Она иллюстрирует эпизоды из жизни сильных и храбрых воинов, грозы галльских племен.

Разрабатывая намеченные ранее элегические мотивы, Баратынский подчеркивает «глубокую тишину» забвения, организующую пустынную природную зарисовку. Пытаясь отыскать следы ушедших «полночных героев», лирическое «я» находит в облаках отражение их сумрачных лиц. Обобщая свой опыт, романтик провозглашает безусловное господство «закона уничтоженья» — безжалостного, неизбежного, но «обетованного», способного примирить с действительностью, укротить гордыню.

Грядущая безвестность не угнетает поэта: в финале он говорит о ценности настоящего мгновения и скромных радостях, которые оно приносит.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Анализ стихотворения Баратынского «Финляндия»