Анализ стихотворения «Береза» Есенин

«Береза» . В 1914 году в детском журнале «Мирок» напечатано первое произведение С. А. Есенина — «Береза». Цен­тральным образом стихотворения является береза — любимое дерево русского народа, «одно из наиболее почитаемых у сла­вян». Эпитет белая не только описывает дерево, но н отождеств­ляется в восприятии читателя с божественным началом, гак как белый цвет в древнерусских памятниках означает причастность к Богу.

Одушевленный образ березы создается и метафорой при­накрылась, через которую прослеживается связь

дерева с обра­зом женщины: ее желанием быть красивой, сохранить очарова­ние. Строка «Под моим окном» указывает на личностную сопричастность происходящего поэту, который не просто вос­хищен открывшейся перед ним картиной природы, но и делает неожиданные открытия. Первое эмоциональное впечатление по­степенно сменяется проникновением в тайну существования де­рева.

Береза, оказывается, живет внутренней жи? нью. Она сама из себя творит чудо: в ней таится природная сила, способная обычный пейзаж превратить в сказочно-прекрасный. Третья строфа стихотворения начинается союзом и, имеющим в поэти­ческом контексте

особый смысл: естественное продолжение лирического повествования, объединение всего произведения в единое целое, указание на последовательность смены описывае­мых картин. В третьей строфе расширяются пространственные границы изображения, определяется место березы в окружаю­щем мире:

И стоит береза В сонной тишине,

И горят снежинки В золотом огне.

В последней строфе главная роль отведена заре, внимание которой еще более выделяет березу среди окружающей действи­тельности:

А заря, лениво Обходя кругом,

Обсыпает ветки Новым серебром.

Через несколько лет в программной статье «Ключи Марии» С. А. Есенин написал: «Все от древа — вот религия мысли наше­го народа… Древо — жизнь…» В стихотворении «Береза» рас­крывается философия раннего Есенина: в центре мироздания на­ходится дерево как символ сопричастности человека с настоящими корнями.




Анализ стихотворения «Береза» Есенин