Анализ стихотворения Блока «Была ты всех ярче, верней и прелестней…»

Осенью 1913 года в петербургском Театре музыкальной драмы состоялась премьера знаменитой оперы «Кармен» Жоржа Бизе. Партию страстной красавицы-испанки исполняла Любовь Александровна Дельмас — певица почти тридцати лет, для которой эта роль стала первым и последним значительным успехом. Столичную публику она покорила, благодаря сильному голосу и непринужденной игре. Созданный ей образ получился ярким и одновременно правдивым. Среди тех, кого очаровала Дельмас, оказался и Блок.

Несколько раз смотрел поэт «Кармен» в Театре музыкальной

драмы. Долгое время не решался он познакомиться с поразившей его певицей. В итоге знакомство все-таки состоялось. Более того — ему было суждено перерасти в страстный роман. Дельмас навсегда осталась жить в чудесных стихотворениях Блока.

Среди посвященных ей произведений — «Была ты всех ярче, верней и прелестней…». Оно написано в 1914 году и включено в цикл «Арфы и скрипки».

Рассматриваемый текст состоит всего из восьми строчек. В конце каждого предложения — либо восклицательный знак, либо многоточие, причем последнее встречается чаще. Лирический герой обращается к некой представительнице

прекрасного пола, с которой, по-видимому, его связывают романтические отношения. В первой же строке он признается, что женщина эта «всех ярче, верней и прелестней».

Тем не менее, любовь к ней прошла, и ему остается только просить прощения. Впереди у него — неизвестный путь, по которому им не суждено идти вместе. Неопределенность будущего подчеркивается как раз многоточиями. Что касается восклицательных знаков, то они призваны передать чрезмерную эмоциональность героя, его волнение при объяснении с возлюбленной. Как и в ряде других произведений цикла «Арфы и скрипки», в стихотворении «Была ты всех ярче, верней и прелестней…» встречается тема музыки.

Она раскрывается буквально в паре строчек. Обратите внимание на следующее сравнение: поезд лирического героя летит словно цыганская песня, словно невозвратные дни.

В «Арфах и скрипках» тема музыки проявляется уже на уровне символичного названия. В нем Блок противопоставляет гармоничность арф заложенному в образе скрипок диссонансу. На протяжении всего цикла герой познает музыкальную первооснову мира.

Посредством музыки в «Арфах и скрипках» устанавливается связь между двумя мирами — земным и небесным, а также между временами — прошлым, настоящим и будущим.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Анализ стихотворения Блока «Была ты всех ярче, верней и прелестней…»