Анализ стихотворения Блока «Демон»
Произведение, созданное весной 1910 г. как поэтический отклик на кончину Врубеля, обнаруживает культурные связи с полотнами выдающегося модерниста. Еще одним источником аллюзий, возникающих в блоковском тексте, послужила демониана Лермонтова.
Стихотворение построено в форме монолога персонажа, обращенного к возлюбленной. Темный дух призывает ее откликнуться на любовный зов.
Портрет героя определяется выразительными деталями: «усталые губы» и потухший взгляд сближают мистический образ с фигурой утомленного и разочарованного
Мятежный дух жаждет найти успокоение в «бреду поцелуев» земной героини.
Последние катрены посвящены видениям демона. Возникает далекий пейзаж кавказской деревни, притулившейся у подножия «бессмертной горы». Картину организуют динамические образы, в которых фигурируют два детали восточного колорита: чадра и зурна.
Оба компонента «обрастают»
Он обещает возлюбленной гибель жениха от «чеченской пули».
Хотя блоковский демон называет себя «горним», его облик лишен каких-либо существенных отсылок к неземной природе натуры, если не считать мимолетного упоминания о крыльях. Персонаж выглядит исстрадавшимся и утомившимся человеком, чуждым могущества и гордыни. Исследователи, сравнивая образ с трактовками Лермонтова и Врубеля, считают фигуру бессильного духа максимально приземленной, сближающейся с темой гибельной сущности «страшного мира».
Лексика, выделяющая оттенки синего, лилового и желто-золотого, совпадает с колоритом работы Врубеля, изображающей поверженного духа. Для обозначения цвета поэт прибегает к возвышенным метафорам «горный закатный пожар», «разливы синеющих крыл» и сложному эпитету «дымно-лиловые».
Анализ стихотворения Блока «Демон»