Анализ стихотворения Блока «Девушка пела в церковном хоре…»
Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…». Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…» было написано А. А. Блоком в 1905 году, в период первой русской революции, назревавшей гражданской войны. Также исследователи связывают это произведение с событиями русско-японской войны, с Цусимским сражением.
Стихотворение построено по принципу антитезы. Прекрасное пение, девушка в белом платье, напоминающая ангела, красота, покой и умиротворенность храма — все это противопоставлено
Композиционно мы можем выделить в стихотворении две части. Первая часть включает в себя первые три строфы. Это прекрасная картина, увиденная поэтом в храме:
Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Пение девушки становится здесь ее молитвой о всех тех, кому сейчас трудно. Мотив ушедшего в море корабля предполагает и возвращение его домой. Корабль у Блока — это символ обновления, надежды. Исследователи отмечали, что образ поющей девушки переходит
Поэт говорит здесь о великой силе искусства, о воздействии его на людей. Это прекрасное пение вселяет в душу надежду, веру в будущее, умиротворение. Также очень значим здесь мотив света и тьмы.
Церковный мрак символизирует здесь мрак жизни. И мрак этот постепенно рассеивается под воздействием прекрасной музыки. Тонкий луч сияет на ее белом плече, порождая в усталых душах веру в светлую жизнь.
Вторая часть произведения — это четвертая строфа. Первая строчка ее является границей, разделяющей мечту, музыку, песню и реальную жизнь. Образ плачущего ребенка, «Причастного Тайнам», возвращает нас к жестокой реальности.
Здесь поэт развертывает библейский фразеологизм: «Устами младенца глаголет истина». И говорит о том, что жизнь очень жестока, в ней есть место смерти и горю:
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко у Царских Врат,
Причастный Тайнам, — плакал ребенок О том, что никто не придет назад.
Стихотворение написано дольником. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет, анафору, метафору. Музыкальность, напевность этого произведения создается с помощью многочисленных анафор, ассонансов, синтаксического параллелизма.
Блок написал это стихотворение после расстрела у Зимнего дворца, после многочисленных баррикад и демонстраций. Написал его как памятник невинным жертвам, как молитву, как песню. Оно было очень дорого самому поэту.
Каждое свое публичное выступление он заканчивал чтением именно этого стихотворения.
Анализ стихотворения Блока «Девушка пела в церковном хоре…»