Анализ стихотворения Блока «Город в красные пределы…»
Стихотворение «Город в красные пределы…». Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Город в красные пределы…» было написано А. Блоком в 1904 году. Оно посвящено близкому другу поэта Е. П. Иванову.
Образы из этого произведения затем были использованы Блоком в его статье «Безвременье».
Стихотворение представляет собой характерный блоковский образец урбанистической лирики. Оно открывается впечатлением героя, переданном в метафоре:
Город в красные пределы Мертвый лик свой обратил,
Серо-каменное тело
Затем герой как будто детально исследует Город, находя все новые и новые подтверждения своего первоначального впечатления:
Стены фабрик, стекла окон,
Грязно-рыжее пальто,
Развевающийся локон — Все закатом залито.
Далее все происходящее вновь обретает метафорический, даже мифологический оттенок: «Блещут искристые гривы Золотых, какжар, коней», «Красный дворник плещет ведра С пьяно — алою водой», «Пляшут огненные бедра Проститутки площадной». Заканчивается стихотворение яркой деталью, перекликающейся с первоначальным впечатлением героя:
И на башне
Таким образом, в стихотворении кольцевая композиция. У Блока преобладает здесь красный цвет — это символ тревоги, безумия, беспокойства. Эти яркие, вызывающие, грязные краски призваны подчеркнуть хаос, царящий в мире города, его обреченность. Исследователи считали, что такое восприятие города сложилось у Блока под воздействием урбанистической лирики В. Брюсова,
В стихотворении использованы различные средства художественной выразительности: эпитет, метафора, сравнение. На фонетическом уровне находим аллитерацию и ассонанс.
Таким образом, город Блока предстает перед нами в фантастических, эсхатологических образах, ассоциирующихся с Апокалипсисом. Человек здесь обездолен, несчастен, опустошен, уготовлен стать жертвой нового мира. Город — это «страшный мир» поэта. «Почему Блок писал о городе так — «в формах крика, безумий и мучительных диссонансов?» Сама действительность, впервые увиденная в упор, пусть еще романтически-затуманенным зрением, подсказывала содержание и мелодию стиха.
Русская действительность на рубеже двух веков, накануне первого мощного революционного взрыва, потрясшего старую Россию и предопределившего ее судьбу, сама была полна безумий и диссонансов. Все в ней было смутно и хаотично, все было в брожении и движении».
Произведение мы можем рассматривать в контексте определенной городской лирики Блока — стихотворений «Последний день», «По городу бегал черный человек», «Повесть», «Вечность бросила в город», «Гимн», «Обман».
Анализ стихотворения Блока «Город в красные пределы…»