Анализ стихотворения Блока «Митинг»
В период с 1904 по 1908 год Блок работал над циклом «Город», посвященным не называемому прямо, но легко угадываемому Петербургу. В серии стихотворений царит мрачное настроение, преобладают эсхатологические мотивы. Град Петров предстает как место, где практически стерта грань между реальностью и иными мирами. Кроме того, у Блока он становится растлителем, насильником, обителью порока.
Единственный возможный выход, предлагаемый поэтом, — это совершение побега. Другого варианта спастись не предусмотрено, так как зловещий город способен
Годы написания цикла — не самые простые для Российской империи. Она успела пережить первую русскую революцию и русско-японскую войну. Этим событиям нашлось место и в блоковском «Городе». В частности, революционному движению посвящено стихотворение «Митинг», созданное в октябре 1905 года. В нем поэт на первый план выводит образ оратора, трагически погибшего во время собственного публичного выступления от руки предателя.
По тому, как изображен в произведении революционер, становится понятно, что в действительности от всех подобных вещей Блок
В ней поэт видел разрушительную силу, стихию, которая способна окончательно и бесповоротно уничтожить буржуазный мир.
Известный русский литературовед, культуролог и семиотик Юрий Михайлович Лотман в стихотворении «Митинг» усматривал связь с декабристами. Предположение его строилось на основании финала блоковского текста, в котором используется яркий образ «дышать свободой». По мнению ученого, образ этот настолько оригинален, что о случайных совпадениях при повторениях в данном случае говорить не приходится. Как утверждает Лотман, в «Митинге» имеет место перекличка с мемуарным отрывком «14 декабря 1825 года», принадлежащим перу декабриста Николая Александрович Бестужева.
В самом начале этого текста автор вспоминает слова Рылеева о том, что декабристы «дышат свободой». Интересна полемика Блока с бунтарями девятнадцатого века. Для поэта абсолютная свобода достигается не при выступлении человека против господствующего зла, а только с приходом смерти.
Анализ стихотворения Блока «Митинг»