Анализ стихотворения Блока «В фантазии рождаются порою…»

Сборник «Ante Lucem» включает в себя около восьми десятков стихотворений, созданных Блоком в период с 1898 по 1900 год. По этим произведениям видно, что поэтические взгляды юного Александра Александровича еще не до конца сформировались. В некоторых текстах нашла отражение увлеченность лирикой Фета и Жуковского. Кроме того, в ранних опытах Блока видно влияние творчества Лермонтова, Пушкина, Апухтина, Майкова и Полонского. Эту своеобразную старомодность сам Александр Александрович объяснял особенностями воспитания.

В автобиографии он рассказывал,

что достаточно поздно познакомился с так называемой «новой поэзией» — только в университете. Несколько стихотворений, вошедших в состав «Ante Lucem», посвящены первому серьезному любовному увлечению Блока — Ксении Михайловне Садовской. С женщиной, которая была значительно старше его, поэт познакомился в ходе отдыха на немецком курорте Бад-Наугейм в 1897 году.

Также в сборнике есть произведения, связанные с отношениями с Любовью Дмитриевной Менделеевой.

1900 год стал переходным для поэта. Старое заканчивалось, а новое не торопилось занимать его место. Юношу одолевали неясные ожидания и предчувствия,

смутная тревога.

В немалой степени этим состоянием продиктовано название сборника — «Ante Lucem», то есть «до света» в переводе с латинского языка. Концом апреля 1900 года датируется входящее в книгу стихотворение «В фантазии рождаются порою…». В первой строфе мельком упоминается предшественница Прекрасной Дамы — неназванная женщина, обращение к которой Блок зачастую пишет с большой буквы. Ключевая тема текста, характерная для значительной части творчества Александра Александровича, — противопоставление земного и божественного. Лирический герой рассказывает о загадочных немых снах, порожденных фантазией.

Их хочется выразить, облечь в словесную форму, но это не представляется возможным. Один неосторожный звук — они сразу исчезают. Немые сны — явления из иного, божественного мира.

Им, как плодам фантазии, Блок противопоставляет земной язык, звучащий в земном воображении. Сон лирического героя в поэзии Александра Александровича нередко тесно переплетен с явью. Персонажу непонятно, что реальнее.

Он признает существование другого мира. Понимает — с ним можно соприкоснуться во сне. Тем тяжелее для него становится выход в реальность с ее не слишком счастливым настоящим и безрадостным будущим.




Анализ стихотворения Блока «В фантазии рождаются порою…»