Анализ стихотворения Блока «Вися над городом всемирным…»
Цикл «Город», над которым Александр Блок начал работу в 1904 году, кардинально отличается от предыдущих произведений поэта, чувственных, тонких и романтичных. Впрочем, связь между ними все же прослеживается, и заключается она в символах, которые так обожает поэт. Однако если раньше он использовал их для того, чтобы передать собственные чувства и ощущения, то теперь они становятся своеобразными пророчествами.
В цикл «Город» вошло несколько десяткой различных произведений, которые объединены не только символизмом, но и реализмом.
Однако буря не за горами, и об этом свидетельствует не только череда стачек, прокатившаяся по стране. «Уже на домах веют флаги, готовы новые птенцы», — отмечает поэт, намекая на то, что власть в свою руки
Блок не питает иллюзий по поводу того, что все лозунги, которыми прикрываются представители народа, являются лишь пустыми словами. Поэтому автор отмечает, что «если лик свободы явлен, то прежде явлен лик змеи». Этот символ Блок использует не случайно, так как именно змее отводится роль искусителя, который не перед чем не остановится ради того, чтобы погубить невинные души. Такой змеей автору представляется революция, которая, по его мнению, рано или поздно все равно произойдет.
Блок не берется прогнозировать, чем это обернется и для страны, и для любимого им Санкт-Петербурга. Однако он чувствует, что надвигается что-то страшное и неизбежное. Поэтому пока есть возможность, нужно наслаждаться относительным покоем и счастьем, ведь «голос черни многострунный еще не властен на Неве».
Пророчеству Блока суждено будет сбыться через 12 лет, которые сложно назвать безмятежными. Однако поэт был убежден, что после событий 1905 года Россия получила небольшую отсрочку, чтобы что-то исправить и изменить в лучшую сторону, но не пожелала ею воспользоваться, и тогда оказалась во власти «сверкнувших колец чешуи», безжалостных и беспощадных.
Анализ стихотворения Блока «Вися над городом всемирным…»