Анализ стихотворения Блока «Я вышел. Медленно сходили…»
Произведение, датированное концом января 1901 г., следует за вступлением к знаменитой книге «Стихи о Прекрасной Даме». Интересно, что при редактировании прижизненных изданий культового сборника поэт стремился к строгой хронологизации своих творений. Попутно автор снабжал стихотворные тексты комментариями, которые сообщают о месте или иных внешних обстоятельствах их появления.
Исследователи полагают, что Блок руководствовался не идеей соблюдения скрупулезного порядка, а воспринимал жизненные события как элементы пространственно-временной
К стихотворению «Я вышел» автор добавил комментарий, сообщающий о долгой прогулке по одной из петербургских улиц в «особом состоянии». Предчувствия будущей встречи с идеалом женственности, появившиеся во время гулянья, возвели рядовой эпизод в ранг важного, мистически озаренного события.
Объектом внимания лирического «я», вышедшего из дома, становятся «сумерки зимы». Они «медленно» сходят на землю, вызывая из «тьмы» памяти светлые воспоминания — «младые были». Острое предчувствие близких
Глубокие озарения приходят к лирическому субъекту, когда он тихо шагает по вечерней улице.
Мотив ожидания, заявленный в анализируемом тексте, поддерживается в и в следующих стихотворениях. Герой слышит «песни весенней намек», и звуковой образ подкрепляется визуальным изображением чистого и глубокого неба, причастного идеальной сущности. В мистический час «вечерних теней», появившихся на «синих снегах», герою чудятся песня «лебединая», «могильные» видения и знакомый тревожный голос, живой и близкий.
Показательно, что мотив ожидания, пассивного пребывания в таинственной туманной атмосфере, постепенно вытесняет активное начало, выраженное мотивом пути. Последний характерен для цикла Ante Lucem и зрелой лирики Блока. В рамках художественного мира «Стихов о Прекрасной Даме» мотив пути возникает достаточно редко, осложняясь ощущениями недосягаемости цели.
В стихотворении «За туманом, за лесами…» Небесная Возлюбленная издали манит за собой, рассеивая темное пространство ночи блуждающим огнем. В более поздних творениях цикла декларируется не только бесполезность, но и опасность активного поиска, который может закончиться гибелью в болоте или встречей со зловещим призраком-всадником.
Анализ стихотворения Блока «Я вышел. Медленно сходили…»