Анализ стихотворения Бродского «Это было плаванье сквозь туман…»

Морская тематика занимает важное место в творчестве Бродского. Она нашла отражение в большом количестве стихотворных произведений, среди которых — «Колыбельная Трескового мыса», «Новый Жюль Верн», «Письмо в бутылке», «Ломтик медового месяца», «Твой локон не свивается в кольцо…». Тексты, где появляется морской мотив, можно условно разделить на две группы. В стихотворениях первой группы море зачастую описывается наблюдателем, находящимся на берегу.

Получается, читателям дается взгляд со стороны. В произведениях,

входящих во вторую группу, в том или ином виде представлено движение по морю на корабле. К ней относится стихотворение «Это было плаванье сквозь туман…», датированное 1971 годом. Лирический герой сидит в пустом баре корабля, плывущего в белом тумане, и пьет черный кофе. Сразу в глаза бросается цветовой контраст, создаваемый поэтом.

Буквально с первых строк возникает противопоставление белого и черного. Белое — то, что окружает лирического героя, то есть туман и судно. Единственный объект черного цвета — кофе. Правда, век его оказывается не слишком долго. В стихотворении он существует, пока им наслаждается

герой.

Водный путь в произведении олицетворяет поглощение морской пучиной корабля, уход его за границу вещного мира. Поэтому в финале текста возникает сомнение: …если вообще это было судном, А не сгустком тумана…

Лирика на морскую тематику Бродского нередко рассматривается литературоведами с оглядкой на творчество английского поэта, представителя барокко Джона Донна. Корабль у него часто служит метафорой человека. Кроме того, кораблекрушение иногда представляется в его лирике событием эсхатологическим, а описание шторма порой напоминает изображение возвращения к первобытному хаосу. Также не стоит забывать о мифологии, порожденной двадцатым столетием.

Самый известный корабль прошлого века — без сомнения, «Титаник». Его гибель — катастрофа, о которой слышал любой цивилизованный человек. Тонущее судно, представляющее собой метафору всей современной культуры, — весьма распространенный в искусстве образ.

В стихотворении «Это было плаванье сквозь туман…» лирический герой воспринимает апокалипсис как гибнущий корабль, уходящий в Ничто. Впрочем, как это характерно для всего творчества Бродского, об однозначной трактовке текста говорить не стоит. Поэзия Иосифа Александровича настолько философски глубока, настолько многогранна, что было бы глупо сводить смысл рассматриваемого произведения к паре-тройке тезисов.




Анализ стихотворения Бродского «Это было плаванье сквозь туман…»