Анализ стихотворения Бродского «На прения с самим собою ночь…»
Бродский — не просто выдающийся поэт двадцатого столетия, он еще и мыслитель, исследователь. Его лирика направлена одновременно и вверх — к звездам, к космосу, в бесконечное пространство вселенной, и вглубь — в чертоги человеческой души. Для Иосифа Александровича невероятно важным было изучение сознания и подсознания, иррациональной природы процессов творческих и мыслительных. Для проведения своих исследований он использовал широкий спектр средств — поэтических, философских, естественнонаучных.
Подобный метод всестороннего
Стихотворение «На прения с самим…» написано в 1960-е годы. В центре повествования — человек, пытающийся разобраться в самом себе, стремящийся осмыслить происходящие с ним события, желающий понять окружающий мир. Лучшие часы для активной умственной деятельности — ночь — таинственная пора, когда стихает дневной шум и исчезает суета, когда мироздание дает шанс людям постичь бытийные тайны.
Копаясь в собственном внутреннем мире, скрупулезно разбирая его, он изводит столько времени и слов, «что ломит грудь». Последние три строфы произведения начинаются с одной и той же строки: «Но это только ты». Далее Бродский дает читателям ряд черт, которые характеризуют главного героя. Например, в предпоследней строфе утверждается, что он одновременно Лот и его супруга.
Здесь Иосиф Александрович отсылает читателей к известной библейской легенде. Лот — благочестивый человек, спасшийся из разрушенного Содома. Покинуть город ему велели ангелы. Лоту удалось уйти вместе с женой и двумя дочерьми. Впрочем, супруга в итоге не выжила.
Женщина, нарушив указания, обернулась назад, чтобы в последний раз взглянуть на покидаемый город, после чего превратилась в соляной столб. Образ ее впоследствии не раз встречался в произведениях искусства и толковался по-разному.
Стихотворение «На прения с самим…» можно рассматривать и в качестве довольно точного описания мучительного творческого процесса. Ночью пытается художник что-то создать, тратит на это время и силы, но ничего толкового в итоге не получает — только внутреннюю раздробленность.
Анализ стихотворения Бродского «На прения с самим собою ночь…»