Анализ стихотворения Бродского «Postscriptum»

В стихотворении «Postscriptum», написанном в 1967 году, нашла отражение трагическая история любви Бродского и Басмановой. С Марианной Павловной поэт познакомился в гостях у их общего знакомого в начале 1962-го. Закрутился роман, который сразу оказался полон сложностей.

Против встреч молодых людей были и родители Иосифа Александровича, и отец его возлюбленной. При этом сам Бродский очень хотел жениться на Басмановой. Возможно, брак бы они все-таки заключили, не обращая внимания на протесты родственников, но Марианна Павловна категорически не

желала лишать себя свободы. Она не вышла замуж за поэта даже после того, как родила от него ребенка.

До последнего момента Иосиф Александрович надеялся, что возлюбленная эмигрирует вместе с ним, но Марианна Павловна предпочла остаться на родине. Долгие годы не мог забыть ее Бродский, множество стихотворений ей посвятил. До конца отболело лишь на исходе 1980-х годов.

Центральная тема стихотворения «Postscriptum» — тема одиночества. Она заявлена в первых же строчках произведения. Одинокая жизнь для лирического героя — не жизнь, а существование. При этом попытки быть вместе с любимой женщиной, попытки обрести

счастье им предпринимались, причем не единожды, о чем свидетельствует начало четвертой строки: «…В который раз на старом пустыре…». Неслучайно возникает в стихотворении и пустырь.

Упоминая его, Бродский подчеркивает тотальное одиночество героя. Затем происходит расширение пространства. Позади остается пустырь, его место занимает бесконечный космос. Герой противопоставляется остальному миру.

Не только с возлюбленной не способен он соединиться, также не дано ему стать своим в окружающем обществе. Выхода из сложившейся ситуации в стихотворении не предлагается. Более того — декларируется его отсутствие.

Телефонный диск символизирует вечный круговорот — повторяются действия, раз за разом приводя к одному и тому же результату.

Изначально у стихотворения было другое название — «Сонет», хотя написано оно не в каноничной сонетной форме. В произведении четырнадцать строк, используется пятистопный ямб, но строки не рифмуются. Нынешнее название — «Postscriptum» — действительно удачнее. Стихотворение представляет собой самое последнее высказывание, необходимое дополнение.

Пусть любимая женщина не слышит героя, пусть у него нет надежды на ответ, главное — облечь мысли в слова.




Анализ стихотворения Бродского «Postscriptum»