Анализ стихотворения Бродского «Сознанье, как шестой урок…»
Точное время написания стихотворения «Сознанье, как шестой урок…» до сих пор остается неизвестным. Общепринятая литературоведами датировка его весьма расплывчата — шестидесятые годы двадцатого столетия. Исходя из нее, произведение можно причислить к ранней лирике Бродского. Удивительно, поэту, создавшему столь глубокое и многогранное стихотворение, было немногим больше двадцати лет!
Некоторые считают, что «Сознанье, как шестой урок…» — одна из первых заявок Иосифа Александровича на гениальность и место в веках.
Люди религиозные склонны видеть в нем впечатления Бродского, полученные после прочтения и осмысления главной христианской книги — Библии. Якобы поэт нашел в ней ответы на все вопросы и таким образом воплотил их в лирике. При этом шестой урок иногда сопоставляется с шестой заповедью : «Не убивай». В поддержку этого варианта приводится ряд аргументов.
Во-первых, использование религиозной лексики:
Есть мнение, что «Сознанье, как шестой урок…» — размышление о прозрении. Сознание возвысилось над земным, объяснимым, реально существующим. Оно перешло в другие сферы, обрело шестое чувство, начало познавать мир интуитивно. «Вывод из казенных стен» — освобождение от штампов, общепринятых мнений, давно существующих правил и законов. В таком контексте неслучайным становится использование образа ребенка, нередко встречающегося в поэзии Бродского. В рассматриваемом стихотворении он выступает в роли носителя неокультуренного сознания, дающего близость к небытию.
Его взгляд стремится вперед, луна подсказывает путь в новый мир. Что ждет ребенка за забором? Возможно, жизнь, полная открытий, изучения неизведанного, неожиданных прозрений.
Каждое произведение Иосифа Александровича — бескрайний космос, который никогда не будет исследован полностью. Да, лирике его посвящено множество трудов, но, кажется, даже на половину вопросов в настоящее время не дано ответов.
Анализ стихотворения Бродского «Сознанье, как шестой урок…»