Анализ стихотворения Брюсова «К портрету Лейбница»

В 1900 году издательство «Скорпион» выпустило третий сборник Брюсова, получивший название «Tertia Vigilia» . Книгу Валерий Яковлевич посвятил своему коллеге по символистскому цеху — Бальмонту. В ней важное место занимают стихотворения на историко-мифологические темы. В них рассказывается о Данте, Клеопатре, Кассандре, Орфее, Александре Великом и прочих значительных личностях.

Сборник включает в себя несколько разделов. Один из них — «Близким». В него вошел сонет «К портрету Лейбница». Произведение вдохновлено деятельностью

великого немецкого ученого.

Готфрид Вильгельм Лейбниц оставил след во многих областях знаний — математике, логике, психологии, физике, философии, истории, лингвистике, механике. Брюсов открыто восхищается его талантами и человеческими качествами. Больше всего поэт ценит то, что Лейбниц не скрывал свои знания, охотно делился ими с людьми. При этом ученый не встречал понимания со стороны общественности. По замечанию Валерия Яковлевича, «буйный век глумился» над гением.

Превознося Лейбница, Брюсов называет его мудрецом, «создателем вещих книг», сравнивает Готфрида Вильгельма с древними пророками.

Сонет, посвященный немецкому ученому, тесно связан с другим стихотворением из цикла «Близким» — «К портрету Лермонтова». В Михаиле Юрьевиче поэт разглядел ту же заботу о людях, что была характерна для Лейбница: «Ты никогда не мог быть безучастным…».

Максимилиан Волошин, лично знавший Валерия Николаевича и не раз с ним встречавшийся, отрицательно относился к произведениям, в которых Брюсов обращался к «учителям мудрости». Речь идет о «Данте» и «К портрету Лейбница». По мнению Волошина, Валерий Яковлевич не сумел найти ни четких и ярких слов для характеристики этих великих людей, ни настоящего пафоса.

Оба стихотворения Максимилиан Александрович считал «одами школяра-схоластика на заданную тему». Нелестные высказывания о «Данте» и «К портрету Лейбница» принадлежат литературному критику Юлию Исаевичу Айхенвальду, наибольшей популярностью пользовавшемуся в период расцвета русского модернизма, то есть с 1905 по 1917 год. По его словам, характеристика, данная Брюсовым чужой гениальности, не проникновенна и не метка.

Айхенвальд считал, что о Лейбнице и Данте Валерий Яковлевич выразился «элементарно и бледно».


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Анализ стихотворения Брюсова «К портрету Лейбница»