Анализ стихотворения Бунина «Айя-София»
Айя-Софья — одно из названий знаменитого Софийского собора, символа расцвета Византии. Изначально он выступал в роли православного патриаршего собора, затем стал мечетью. В настоящее время — музей, расположенный в историческом центре Стамбула, турецкой столицы. Стихотворение «Айя-София», датируемое 1903-06 гг., скорей всего, написано Буниным под впечатлением от путешествия в Турцию, состоявшегося в 1903 году.
Ивана Алексеевича не беспокоил переход важнейшей православной святыни под власть мусульман. Будучи мечетью, собор сохранил
Поэтому он не видел ничего странного даже в смешении нескольких религий в одном пространстве. Первые два четверостишия «Айи-Софии» — описание некоего загадочного ночного обряда, внушающего страх и трепет. Великий Шейх, вероятно, убивает в стенах Софийского собора женщину: «…и мертвою, слепою она лежала на коврах».
Финальная пара строф — мечеть утром. Религии Бунин готов противопоставить простор небес и воздух, Любовь и Весну.
Мусульманская тема занимает
Как и большинство русских поэтов, он использовал распространенные в нашей литературе образы. В произведении «Айя-София» упоминаются не слишком оригинальные символы: Святой Коран, Великий Шейх, кривая сабля. Применение достаточно избитых ассоциаций сам Бунин объяснял тем, что любовь к экзотическому Востоку — давно отмеченная черта западных людей.
Лирика Ивана Алексеевича, посвященная мусульманскому миру, — великолепный образец полного погружения творческого человека в чужую культуру, в совершенно другой менталитет. Его «арабские» стихотворения пропитаны особой атмосферой. Они способны перенести читателя на Восток, познакомить его с богатейшей историей этих земель и с их современной жизнью.
Анализ стихотворения Бунина «Айя-София»