Анализ стихотворения Бунина «Аленушка»
Покорная сирота и злая мачеха, коварная сноха и недалекая свекровь — женские образы бунинской лирики навеяны русскими фольклорными мотивами. На их фоне выделяется образ Аленушки — самостоятельный, отличный от героини известной сказки. Он не имеет общих черт и с художественной традицией, порожденной фольклорным произведением. Добрая заботливая Сестрица Аленушка является героиней картины Васнецова и стихотворения Прокофьева. Образ Аленушки-«царевны Несмеяны» обобщается и становится символом малой родины в произведении Кедрина.
Бунинская
В портрете новой Аленушки, жительницы лесной стороны, лирический повествователь подчеркивает смуглость и малый рост. Внимание привлекают глаза героини: они удостаиваются трех однородных определений — «горячие, блескучие, стоячие».
Антитеза, выраженная анафорой «мала» и фразой «пьет с отцом», начинает череду неодобрительных оценок поведения героини, разбросанных по всему тексту.
В поисках женского счастья Аленушка отправляется на любовное свидание, но
Измаявшись «безделием» и ожиданием, девушка развела костер. «Огонь востер» быстро распространился по сухому лесу. Он вызвал пожар «на тыщу верст». Сама же героиня, загадочная девушка с огненными глазами, пропала без вести.
По версии Бунина, любовь несет разлуку, измену и душевные мучения. Она подобна беспощадному и всепоглощающему костру, который сулит героине страдания, а иногда и смерть. Женские персонажи «Песен» — яркое подтверждение этому тезису. В «Аленушке» драматическая любовная коллизия принимает вселенский масштаб.
Ее огонь сжигает не только душу горемычной девушки, но проявляется на внешнем уровне, уничтожая лесные угодья.
Бунинская версия «Аленушки» — жанровый сплав сказки, песни и психологической новеллы. В стихотворении отразились тенденции к эпизации и прозаизации поэтического слога, характерные для авторской художественной манеры 10-х гг. XX в.
Анализ стихотворения Бунина «Аленушка»