Анализ стихотворения Бунина «Кошка»

Заброшенный «обветшалый» дом, единственной посетительницей которого является дворовая кошка, становится объектом описания в произведении 1907 г. Сюжетность и повествовательность интонаций, проявившиеся в этом стихотворении, сближают его с жанром рассказа.

Кошка периодически навещает пустой дом, наделяемый знаковым сравнением с «могилой». Своеобразные визиты происходят в ночное время. Поведение животного одинаково: зайдя в комнату и устроившись против стола, она «замирала», сидя неподвижно.

Вторая строфа посвящена описанию

интерьера комнаты, в которую иногда забирается зверь. Читателю, подобно сыщику, предлагается обратить внимание на особенности расположения стола и капли затвердевшего воска, оставшиеся на полу. Значимые детали вызывают воспоминания — о них говорится в третьем четверостишии.

В лексическом арсенале «Кошки» отсутствуют слова «смерть» и «похороны». Эти понятия даны опосредованно, через портрет усопшего «старичка-холостяка». Неизбежный конец земной жизни приносит умиротворение и покой.

Об этом свидетельствуют художественные приемы: анафора «кротко» и группа лексики с уменьшительными

суффиксами — «черненький», «бородка».

Особый интерес представляет риторическое обращение-оклик: «Помнишь?» Учитывая нарочитую объективность, отстраненность лирического «я» от развития сюжета, возникает впечатление, будто с призывом к читателю обращается кошка на правах персонажа. Сквозь бытовую зарисовку начинает просвечивать второй план — мистический. Он подкрепляется фольклорными намеками и гоголевскими реминисценциями, связанными с восточнославянскими представлениями о нечистой силе.

Обобщенно-мистические мотивы нагнетаются в финальной строфе. «Нависающий мрак» сгущается: свечи погасли, и у тьмы теперь нет противников. Отблески образов и блеск кошачьих глаз — эти детали не спорят с темнотой, а являются ее частью. Визуальная картина дополняется звуковым сопровождением, которым служит шум ветра в печных трубах покинутого дома.

Бунинская версия темы смерти связана с мотивами забвения и одиночества. Смерть и время способны отнять даже имя у сильного воина, вождя своего племени. Лирический герой другого произведения — «Настанет день — исчезну я» осознает конечность существования, но смиряется с его неизбежностью. Вечный ход времени и его атрибуты — спокойная «ровная синева» небесных и морских просторов — переводит проблематику в иной, космический масштаб.




Анализ стихотворения Бунина «Кошка»