Анализ стихотворения Бунина «Молодость»

Произведение, написанное весной 1916 г., начинается с бытовой сценки из деревенской жизни: пастух выгоняет стадо, которое случайно забрело на опушку леса. Ключевым приемом, определяющим особенности художественного пространства, становится аллитерация. Свист кнута и треск кустов, шуршание листьев — с помощью этих звуков создается пейзажная зарисовка.

В ней выделяется единственный цветовой акцент — яркая синева подснежников. Синий в поэтике Бунина — знаковый оттенок, он связан с открытым небом, высшим началом, гармонией и надеждой.

Крупный

план, сфокусированный на первоцветах или дубовом листе, во второй строфе сменяется широкой панорамой. Облака, несущие дождь, «свежий ветер» и «серое поле» — внимание переключается на бескрайние просторы русской степи.

Финальные строки посвящены переживаниям лирического героя. Осознавая необъятность жизненных перспектив, он ощущает «тайную радость» и светлую печаль. Состояние души, изображенное в «Молодости», перекликается с другой авторской формулой — «радость одиноких дум».

Она была заявлена в раннем стихотворении » Седое небо надо мной». Существенна и разница:

лирический герой сумел освободиться от угнетающего чувства одиночества.

Автор сравнивает жизнь со степью, опираясь на два ключевых признака — «пуста и велика». В этом случае определения лишены отрицательных коннотаций. Пустота степи — это не скудость, а свобода: в творчестве Бунина сквозной образ безбрежного пространства символизирует жизненные пути, наследство истории, диалог западного и восточного менталитетов.

Юного героя ошеломляет и немного тревожит безмерность и неизведанность будущего.

Поэт намеренно подбирает образы, типичные для разных времен года. С одной стороны, весенние цветы и свежий ветер, с другой — осенний сухой лес и опавшая листва. Смешивается и стилистика: сниженно-бытовые образы коров, подгоняемых пастушеским хлыстом, соседствуют с романтическими цветами, облаками и ветром.

Все детали пейзажа возникают в памяти лирического героя, размышляющего о далеких годах. Подтверждается это и на синтаксическом уровне: многочисленные повторы союза «и» в начале стихотворной строки нанизывают разрозненные воспоминания, как бусины на нитку. Из разнородных картинок — реалистичных и возвышенно-обобщенных — слагается законченный образ молодости, наполненной предчувствиями волнующих перемен.




Анализ стихотворения Бунина «Молодость»