Анализ стихотворения «Что такое хорошо и что такое плохо»

Прием контрастного изображения характерен и для двух других произведений, написанных поэтом в 1925 году,- стихотворений «Гуляем» и «Что такое хорошо и что такое плохо». Стихотворение «Что такое хорошо и что такое и что такое плохо» носит ярко выраженный дидактический характер. Автор хочет помочь ребенку научиться правильно себя вести, определить свое отношение к окружающей действительности. Эта задача крайне трудна для детского писателя, ибо ему необходимо добиться того, чтобы открыто высказанная мораль дошла до слушателя, не

оттолкнув его.

Маяковскому удается блестяще решить эту задачу.

Прежде всего поэт тщательно продумывает начало стихотворения. Это и понятно: малыша необходимо увлечь, захватить рассказом сразу же, с первых строк. С этой целью Маяковский использует несколько необычный для него прием — вести разговор с детьми он препоручает одному папе, к которому якобы обратился сын-кроха с вопросом: «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Тщательно «шлифует» поэт первую строфу стихотворения. В первом варианте было: «Если с неба дождик льет, ветер мчит со вздохом…», но такое начало не удовлетворяет его, потому

что малышу вряд ли будет понятно, почему дождь и ветер вредны для прогулки. Неудачна и сама фраза «Если с неба дождик льет», так как ребенок знает, откуда-то из другого места дождь не пойдет.

Поэтому поэт заменяет дождь градом, но и здесь повторяется та же ошибка: «сверху град загрохал». Маяковский вновь меняет звучание фразы:

Если ветер крыши рвет, Если град загрохал,- каждый знает — это вот детям очень плохо.

Теперь мысль конкретна, ясна, но в печатный вариант вносится еще одно изменение в концовку строфы: «…это вот для прогулок плохо». Использование аллитерации позволяет Маяковскому сделать поэтическую картину выразительнее. Такая тщательная «отделка» каждого стиха необходима поэту еще и потому, что в этой строфе он уже делает первый шаг к раскрытию трудного, отвлеченного для ребенка понятия — о том, «что такое плохо». И дальше Маяковский стремится к тому, чтобы предельно сблизить отвлеченные понятия морали с конкретными явлениями и предметами, взятыми из имеющегося у детей жизненного опыта. Например:

От вороны карапуз убежал, заохав. Мальчик этот просто трус. Это очень плохо.

Этот, хоть и сам с вершок, спорит с грозной птицей. Храбрый мальчик, хорошо, в жизни пригодится.

По такому же пути идет поэт, сопоставляя и другие нравственные понятия: мальчику-грязнуле противопоставляется мальчик, любящий чистоту, драчуну — мальчик, защищающий слабых. И опять-таки все художественные детали в стихотворении — это опоэтизированные вещи, игрушки детей: «книжица и мячик», валенки и галоши и т. д. Вот эта постоянная ориентация читателя на то, что все, о чем говорится в стихотворении, в «жизни пригодится», делает его заключительную часть убедительной и доступной пониманию дошкольника:

Помни — это каждый сын. Знай любой ребенок: Вырастет из сына свин, если сын — свиненок.

Легко заметить, что эмоциональная окраска концовки стихотворения преображается, спокойная, повествовательная манера рассказчика сменяется приподнятым обращением к слушателю, обобщенность которого усиливается введением местоимений «каждый», «любой», глаголов повелительного наклонения «помни», «знай». В той же эмоциональной окраске дается и ответ сына:

«Буду делать хорошо, и не буду — плохо».




Анализ стихотворения «Что такое хорошо и что такое плохо»