Цикл «Жизни» . Цикл состоит из двух лирических миниатюр. Обратим внимание на первое стихотворение цикла, состоящее из двух строф:
Не возьмешь моего румянца — Сильного — как разливы рек!
Ты охотник, но я не дамся,
Ты погоня, но я есмь бег.
Не возьмешь мою душу живу!
Так, на полном скаку погонь — Пригибающийся — и жилу Перекусывающий конь Аравийский.
Две строфы противопоставлены друг другу. В первой — лирическая героиня говорит о своей недоступности, неуловимости. Важную роль играет мотив погони, бега. Движение и непокорность означают физическую и духовную жизнь.
Конфликт разворачивается в мире жизни и движения. Трагедия, произошедшая между возлюбленными, разрешается в любовной битве, в «поединке своеволий». Во второй строфе конкретнобытовой план перерастает в бытийный: стихотворение наполняется философским обобщением. Портретные и психологические качества лирической героини соотносятся с явлениями природного мира: сильный румянец напоминает разливы рек, любовь к свободе сопоставляется с аравийским конем.
Цветаева обращается к преданию о вольнолюбивом аравийском коне, который не позволяет обуздать себя и в конце концов убивающий самого себя. Темп стихотворения создается за счет повтора глагола «не возьмешь…» В финале стихотворения дана гибель аравийского скакуна, это самая напряженная по накалу часть стихотворения.
Дайджест:
- Анализ стихотворения «Имя твое — птица в руке…» Цветаева«Имя твое — птица в руке…» . Лирическое произведение открывает цикл из шестнадцати стихотворений, посвященный А. А. Блоку. Первое стихотворение написано в 1916 году и посвящено расшифровке имени Блока. Стихотворение состоит из трех строф, идея каждой строфы последовательно сменяет друг друга. В первой строфе дано описание фонетического и графического состава слова «Блок». В то время ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Родина» Цветаева«Родина». Стихотворение написано после Октябрьской революции, в эмиграции, куда поэтесса уехала из России, последовав за своим мужем. Но вынужденная эмиграция не принесла Цветаевой желаемого облегчения: тоска по России навсегда связала ее с родиной, именно поэтому, прожив много лет за границей, впоследствии она все же решила вернуться в Россию. Не просто складывались взаимоотношения поэтессы с собственной ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Настоящую нежность не спутаешь…» Ахматова«Настоящую нежность не спутаешь…» . Н. Недоброво, анализируя данное стихотворение из сборника «Четки», писал, что ахматовская «речь проста и разговорна до того, пожалуй, что это и не поэзия…»: Настоящую нежность не спутаешь Ни с чем, и ока тиха. Ты напрасно бережно кутаешь Мне плечи и грудь в меха. И напрасно слова покорные Говоришь о первой ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Душа» Цветаева«Душа» . Душа — главная лирическая героиня цветаевского произведения. Своеволие, разгул души выражается Цветаевой через особое построение фразы: Выше! Выше! Лови — летчицу! Не спросившись лозы — отческой Нереидою по — лощется. Нереидою в ла — зурь! В тексте стихотворения поражает обилие тире, насыщенность восклицательными знаками. Полет души, сердца противопоставлен миру кукол, счетов, бытие противопоставлено ... Читать далее...
- Краткое содержание, анализ «Тоска по родине. Давно…» Цветаева«Тоска по родине. Давно…» В стихотворении отражена трагичность мироощущения поэтессы, обреченной на странничество вдали от родины, дисгармонию ее внутреннего состояния и окружающей жизни. Поэтесса постоянно повторяет: «все равно», «все едино»: ни с кем нет душевного родства, ни к чему нет привязанности: «Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст», нет родины: «Тоска по родине! Давно ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Песня последней встречиКаким настроением проникнуто стихотворение А. Ахматовой «Песня последней встречи»? Стихотворение проникнуто настроением печали и тоски. По жанру это стихотворение — элегия, по содержанию — глубоко личная исповедь лирической героини. Она, лирическая героиня, изображена в один их самых трагических, переломных моментов ее жизни. Краткий диалог с любимым во время их расставания составляет содержание стихотворения. Впрочем, образ ... Читать далее...
- Краткое содержание, анализ «Имя твое — птица в руке…» Цветаева«Имя твое — птица в руке…» . Стихотворение посвящено имени Блока, открывает цикл из шестнадцати стихов к А. Блоку. В трех строфах Цветаева описывает имя Блока фонетически и графически; сравнивает звуки имени со звуками природы; приводит эмоциональную ассоциацию со звуком поцелуя. Один слог, пять букв, «одно-единственное движенье губ» — и целый мир, неуловимый и ускользающий: ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Станок» Цветаева«Станок» . В этом стихотворении Цветаева размышляет о соотношении тайны и поэтического творчества. Непререкаемым, божественным авторитетом является А. С. Пушкин. Лирическое произведение — молитвенное признание в любви, преклонение перед гением. Лирическая героиня считает себя достойной ученицей Пушкина, поэтому ведет с гением разговор на равных: Прадеду — товарка: В той же мастерской! Каждая помарка — Как ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «О, как убийственно мы любим» Тютчева«О, как убийственно мы любим» . Стихотворение вошло в денисьевский цикл, посвященной Елене Александровне Денисьевой, гражданской жене Тютчева, которую он любил и с которой прожил четырнадцать лет. В глазах петербургского света Е. А. Денисьева была осуждена и отвергнута, это ускорило ее смерть от чахотки в 1864 году. Стихотворение звучит как исповедь, исполненная трагизма, боли, горечи ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Ахматовой Песня последней встречиДо появления в русской литературе А. А. Ахматовой женщины-поэты писали в основном о сиюминутных любовных чувст-вах, о бытовых взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Ахматова раскрыла в поэзии свой внутренний духовный мир, поведала читателю о настоящей женственности, описала глубину, неповторимость женских чувств, неповторимость женской судьбы. Лирическая героиня имеет множество обликов: то «мраморный двойник, поверженный под старым ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Цветаевой «Вы столь забывчивы, сколь незабвенны…»«Вы столь забывчивы, сколь незабвенны…» — стихотворение, датированное 1918 годом. Оно входит в цикл «Комедьянт», посвященный известному актеру Юрию Завадскому. С ним Цветаеву познакомил общий друг — поэт и переводчик Павел Антокольский. Молодой артист произвел на поэтессу сильнейшее впечатление. Марина Ивановна не только адресовала ему стихотворный цикл, но и сделала одним из персонажей отчасти автобиографичной ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Первый лед» Вознесенского А. А«Первый лед» Стихотворение А. А. Вознесенского «Первый лед» — небольшая элегическая зарисовка из жизни обычной молодой девушки. Влюбленная девочка мерзнет в автомате. Через все произведение проходит тема холода. Ее подчеркивает ряд художественных деталей: «зябкое пальтецо», «пальцы — льдышки», «ледяная улочка», «мерзлый след на щеках» и, наконец, вынесенный в название и трижды повторенный в тексте стихотворения ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Вечерние часы перед столом…» Ахматовой А. А«Вечерние часы перед столом…» В стихотворении «Вечерние часы перед столом…» А. А. Ахматова приоткрывает завесу над таинством творчества. Лирическая героиня пытается передать на бумаге свои жизненные впечатления, но при этом находится в таком душевном состоянии, что сама пока еще не может разобраться в своих чувствах. Образ непоправимо белой страницы свидетельствует о глубине творческих мук и ... Читать далее...
- Краткое содержание, анализ «Кто создан из камня…» Цветаева«Кто создан из камня…» . В рукописи 1920 г. это стихотворение входит в большой безымянный цикл из двадцати семи стихотворений. Тема имени Марина, что означает на латыни «морская», проходит через несколько стихотворений Цветаевой. Во второй строфе «Кто создан из камня…» противопоставляются суша и морская стихия, неподвижность и полет, обычный человек «из глины и плоти» и ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Цветаевой М. И. «Мне нравится, что вы больны не мной…»На стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной…» написан очаровательный романс. Это одно из наиболее музыкальных произведений раннего творчества М. И. Цветаевой. Любовь воспринимается в нем лирической героиней как болезнь. Она превращает взаимоотношения людей в некое театрализованное действие, в ходе которого приходится краснеть и притворяться. Отсутствие же любви воспринимается как определенная свобода в отношениях. ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Небывалая осень построила купол высокий…»Стихотворение «Небывалая осень построила купол высокий…» написано в 1922 году. Изначально Ахматова хотела включить его в сборник «Тростник». В печати он не появился, так как в 1920-х годах произведения поэтессы — и старые, и новые — практически перестали публиковать. Композиция анализируемого текста напоминает незавершенное стихотворение Пушкина «Осень», датированное 1833 годом. У Александра Сергеевича девять строф ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Бунина «Песня»Автор, признававший ценность поэтической традиции, часто обращался к песенному жанру: нередким элементом, вошедшим в название стихотворений разных лет, становится слово «песня». Фольклорные истоки тематики и стиля, яркое музыкальное начало, исповедальные интонации являются характерными приметами бунинской трактовки традиционного жанра. В первое десятилетие XX в. увидели свет три стихотворения-монолога, названные песнями: «Я — простая девка на баштане…», ... Читать далее...
- Анализ Стихотворения «В минуту жизни трудную…»Стихотворение «Молитва» . Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Молитва» было написано М. Ю. Лермонтовым в 1839 году. С таким же названием у поэта было два предшествующих стихотворения — 1829 и 1837 годов. «Молитва» 1839 года посвящена М. А. Щербатовой. Она посоветовала поэту молиться в минуты тоски, сомнений, и Лермонтов обещал ей. Жанр «Молитвы» — лирический монолог, ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Мне нравится, что вы больны не мной…» Цветаевой М. И«Мне нравится, что вы больны не мной…» На стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной…» написан очаровательный романс. Это одно из наиболее музыкальных произведений раннего творчества М. И. Цветаевой. Любовь воспринимается в нем лирической героиней как болезнь. Она превращает взаимоотношения людей в некое театрализованное действие, в ходе которого приходится краснеть и притворяться. Отсутствие же ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Песня мира»Произведение вошло в поэтический цикл «Слава миру», опубликованный в 1950 г. Выходу наиболее противоречивой части ахматовских творений предшествовали трагические события в жизни автора: спровоцированная советскими чиновниками травля в писательских кругах, арест сына и бывшего гражданского мужа. Отчаяние и страх за близких подвигли поэтессу совершить жест лояльности к сталинскому режиму — создать произведения в духе, традиционном ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Ахматовой А. А. «Вечерние часы перед столом…»В стихотворении «Вечерние часы перед столом…» А. А. Ахматова приоткрывает завесу над таинством творчества. Лирическая героиня пытается передать на бумаге свои жизненные впечатления, но при этом находится в таком душевном состоянии, что сама пока еще не может разобраться в своих чувствах. Образ непоправимо белой страницы свидетельствует о глубине творческих мук и эмоциональных переживаний лирической героини. ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Цветаевой М. И. «Стихи о Москве»Поэтический цикл М. И. Цветаевой «Стихи о Москве» включает в себя девять наиболее значительных стихотворений ее раннего творчества, написанных весной и летом 1916 года. Он воплощает характерные особенности цветаевского синтаксиса, передающие взволнованное отношение лирической героини к миру, любование красотой родного города. В цикле «Стихи о Москве» изображен дореволюционный город, главным украшением которого являются храмы. Сорок ... Читать далее...
- Лирический цикл А. А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме». Чтение наизусть одного стихотворенияЦикл А. А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме». В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» отразились романтические чувства А. А. Блока к своей будущей Жене — Л. Д. Менделеевой. На идейно-художественное своеобразие цикла повлияло философское учение В. Соловьева о Душе Мира, Вечной Женственности, Софии. Именно она по мысли философа должна была спасти мир от краха через ... Читать далее...
- Анализ стихотворений «Душа» и «Жизнь» Цветаевой М. ИГлавным героем цветаевского творчества всегда была ее душа. Национальное буйство, своеволие, безудержный разгул души выражаются в интонационно «дискретном» стихе, в «рваной» фразе Цветаевой. «Я не верю стихам, которые льются, рвутся — да!» — вот символ веры Цветаевой-поэта. Это качество ее лирики заявляет о себе в большинстве ее зрелых стихотворений. Ограничимся одним примером — анализом стихотворения ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Дверь полуоткрыта…»В 1912 году издательство «Цех поэтов» выпустило дебютный сборник Ахматовой «Вечер» тиражом в три сотни экземпляров, который тепло был принят профессиональными критиками и читающей публикой. В него включено стихотворение «Дверь полуоткрыта…». Как отмечают многие исследователи творчества Анны Андреевны, ее лирике свойственна сюжетная неполнота. Рассказываемая история часто словно вырвана из контекста, носит фрагментарный характер. Особенность эта ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Лермонтова «Чаша жизни»Стихотворение «Чаша жизни», датированное 1831 годом, относится к ранней философской лирике Лермонтова. Впервые оно было опубликовано в журнале «Отечественные записки» уже после смерти поэта — в 1859-ом. В произведении Михаил Юрьевич изображает свойственное поколению тридцатых годов девятнадцатого столетия ощущения всеобъемлющей пустоты, бессмысленности существования, недостижимости мечты. Впрочем, «Чаша жизни» — это не только выражение чаяний современников-погодок. ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «На поле Куликовом» БлокаЦикл «На поле Куликовом» . Родина для А. Блока понятие многогранное. В цикле «На поле Куликовом» поэт пишет об историческом прошлом Руси. Еще в 1908 году А. Блок писал К. С. Станиславскому: «В таком виде стоит передо мной моя тема, тема о России… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Сероглазый корольВ стихотворении «Сероглазый король» лирическая героиня рассказывает о гибели человека, которого она тайно любила. Идея произведения заключается в том, что близкие люди, уходя из жизни, оставляют и «безысходную боль», и свой след в памяти. При этом окружающие и даже родные могут не догадываться о горе человека, потерявшего любовь. В данном стихотворении мы видим множество образов: ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Я так молилась: Утоли…»В 1917 году в издательстве «Гиперборей» выходит третий сборник Ахматовой, получивший название «Белая стая». Он был выпущен в тяжелое для России время. По словам самой поэтессы, не находилось возможности переправить книгу в Москву, поэтому весь первый тираж разошелся в Петрограде. Кроме того, происходило массовое закрытие газет и журналов. Естественно, сборнику не удалось собрать сколь-нибудь значимой ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Вознесенского А. А. «Первый лед»Стихотворение А. А. Вознесенского «Первый лед» — небольшая элегическая зарисовка из жизни обычной молодой девушки. Влюбленная девочка мерзнет в автомате. Через все произведение проходит тема холода. Ее подчеркивает ряд художественных деталей: «зябкое пальтецо», «пальцы — льдышки», «ледяная улочка», «мерзлый след на щеках» и, наконец, вынесенный в название и трижды повторенный в тексте стихотворения ключевой образ ... Читать далее...
Анализ стихотворения цикл «Жизни» Цветаева