Анализ стихотворения Цветаевой «Царю — на пасху»

В период с 1917 по 1922 год Цветаева активно работала над сборником «Лебединый стан», представляющим собой своеобразную летопись белогвардейского движения. Как известно, Марина Ивановна не эмигрировала сразу после Великой Октябрьской революции, хотя к большевистской власти она относилась по большей части отрицательно. Пребывание в Советском Союзе позволило ей в полной мере почувствовать трагедию, которую пришлось пережить ее родине. Во время Гражданской войны поэтессе было нелегко. Сергей Эфрон — ее супруг — воевал на стороне белых.

Зимой

1920 года умерла от голода трехлетняя Ирина — вторая дочь Цветаевой, сданная в приют. Марина Ивановна жила в Москве, ее материальное состояние можно без особого преувеличения назвать нищенским, нередко ей приходилось продавать на рынке вещи, чтобы приобрести продукты первой необходимости. «Лебединый стан» — попытка осмыслить революцию и Гражданскую войну, реквием Добровольческой армии, в рядах которой служил Эфрон.

Третье стихотворение сборника — «Царю — на пасху». Оно датируется вторым апреля 1917 года и считается первым произведением Цветаевой, посвященным императору Николаю II.

Его отречение от престола, ставшее результатом февральской революции, не было понято и принято Мариной Ивановной. В начале марта бывшего правителя Российской империи вместе с членами его семьи отправили в Царское Село. Их поместили под арест в Александровский дворец, где они пробыли вплоть до августа 1917-го.

Для Цветаевой даже отказавшийся от власти Николай Александрович оставался царем, на которого законы людского суда не распространяются. При этом поэтесса прекрасно понимала — трон у императора отняли. Его грядущая судьба сравнима с котомкой. Главные чувства, транслируемые при помощи рассматриваемого текста, — жалость и сострадание.

Произведение создавалось в то время, когда многие представители русской интеллигенции радовались бескровности произошедшего переворота и предстоящей свободе. О царской семье мало кто вспоминал, она будто и вовсе перестала существовать после переезда в Александровский дворец. Стихотворение «Царю — на пасху» — явление для той весны в некотором роде уникальное. Практически сразу вслед за анализируемым произведением Цветаева написала еще одно посвящение венценосной семье — «За Отрока — за Голубя — за Сына…».

В нем Марина Ивановна выражала надежду на то, что «крестьянская Россия» на станет наказывать сына за грехи отца и не допустит по отношению к нему зла.




Анализ стихотворения Цветаевой «Царю — на пасху»