Анализ стихотворения Цветаевой «Царю — на пасху»
В период с 1917 по 1922 год Цветаева активно работала над сборником «Лебединый стан», представляющим собой своеобразную летопись белогвардейского движения. Как известно, Марина Ивановна не эмигрировала сразу после Великой Октябрьской революции, хотя к большевистской власти она относилась по большей части отрицательно. Пребывание в Советском Союзе позволило ей в полной мере почувствовать трагедию, которую пришлось пережить ее родине. Во время Гражданской войны поэтессе было нелегко. Сергей Эфрон — ее супруг — воевал на стороне белых.
Зимой
Третье стихотворение сборника — «Царю — на пасху». Оно датируется вторым апреля 1917 года и считается первым произведением Цветаевой, посвященным императору Николаю II.
Для Цветаевой даже отказавшийся от власти Николай Александрович оставался царем, на которого законы людского суда не распространяются. При этом поэтесса прекрасно понимала — трон у императора отняли. Его грядущая судьба сравнима с котомкой. Главные чувства, транслируемые при помощи рассматриваемого текста, — жалость и сострадание.
Произведение создавалось в то время, когда многие представители русской интеллигенции радовались бескровности произошедшего переворота и предстоящей свободе. О царской семье мало кто вспоминал, она будто и вовсе перестала существовать после переезда в Александровский дворец. Стихотворение «Царю — на пасху» — явление для той весны в некотором роде уникальное. Практически сразу вслед за анализируемым произведением Цветаева написала еще одно посвящение венценосной семье — «За Отрока — за Голубя — за Сына…».
В нем Марина Ивановна выражала надежду на то, что «крестьянская Россия» на станет наказывать сына за грехи отца и не допустит по отношению к нему зла.
Анализ стихотворения Цветаевой «Царю — на пасху»