Анализ стихотворения Цветаевой «Кроме любви»

Цветаева дебютировала способом, не характерным для поэтов начала двадцатого века. Первый сборник «Вечерний альбом», посвященный трагически скончавшейся от туберкулеза художнице Марии Башкирцевой, она издала тиражом в полтысячи экземпляров на собственные деньги. При этом ранее стихотворения ее не печатались в журналах. Марина Ивановна сама отослала книгу Волошину, Брюсову, в московское издательство символистов «Мусагет», надеясь получить отклик.

Мэтры отказывать молоденькой девушке в критических отзывах не стали. Цветаеву

обидели практически все замечания, касавшиеся «Вечернего альбома», кроме того, что написал Максимилиан Александрович. По его мнению, сборник следует читать «подряд, как дневник, и тогда каждая строчка будет понятна и уместна».

«Вечерний альбом» включает в себя три раздела: «Детство», «Любовь» и «Только тени». Они символизируют этапы взросления лирической героини. Вторая часть — это ранняя юность, сменившая детские годы. В нее вошло стихотворения «Кроме любви».

В критической статье, посвященной дебютному сборнику Цветаевой, прозаик и поэтесса Шагинян назвала это произведение

прелестным и задушевным. Конечно, в нем нет присущего значительной части интимной лирики Марины Ивановны надрыва, нет страданий, рвущих сердце и душу. Зато есть юношеская неопытность, неискушенность, свежесть чувств.

В стихотворении воплотился образ Трехпрудного дома в Москве. В нем Цветаева жила в детстве, до отъезда за границу и последующего пребывания в Ялте, Тарусе. Вернулась туда поэтесса после смерти матери, произошедшей в 1906 году. При разговоре о «Вечернем альбоме» необходимо держать в голове два важных факта. Первый — сборник создавался после кончины мамы.

Второе — он писался во время проживания поэтессы в Трехпрудном доме. Соответственно, в нем представлен взгляд на отчий кров изнутри. В стихотворении «Кроме любви» упомянут «наш дом». Употребленным местоимением Марина Ивановна бросает вызов. Дело в том, что наследниками недвижимости были старшие дети Ивана Владимировича Цветаева — Валерия и Андрей.

Тем не менее, поэтесса заявляет на него права, ведь в доме этом живут воспоминания о ее детстве, о рано скончавшейся матери.

«Вечерний альбом» — проба пера, поиск собственного неповторимого стиля и языка. Сама Марина Ивановна утверждала, что сборник появился на свет взамен признания в любви человеку, которому иным способом открыть свои чувства она не могла.




Анализ стихотворения Цветаевой «Кроме любви»