Анализ стихотворения Цветаевой «Perpetuum mobile»

В конце 1900-х годов Цветаева активно работала над своим первым сборником. Книга, получившая название «Вечерний альбом», увидела свет в 1910-м. Издала ее юная поэтесса на собственные деньги, которых хватило на тираж в полтысячи экземпляров. Дебют Марины Ивановны не остался без внимания. Критические отзывы на него написали именитые авторы — Гумилев, Брюсов, Волошин.

Особенно сборник хвалил Максимилиан Александрович. Его положительная рецензия на «Вечерние огни» положила начало многолетней дружбе с Цветаевой. Он отмечал, что книгу

лучше читать подряд, словно дневник, тогда станет понятной и уместной каждая строка.

Сборник Марина Ивановна разделила на три части: «Детство», «Любовь» и «Только тени». Во вторую вошло стихотворение «Perpetuum Mobile» .

Один из центральных образов анализируемого текста — образ отчего дома. В случае с Цветаевой речь идет о Трехпрудном доме, располагавшемся в Москве. Там она вместе с сестрой и матерью жила до 1902 года.

Затем отец отправил семью за границу, оттуда — в Ялту, за ней последовала Таруса. В 1906-м мать умерла, после чего сестры Цветаевы вернулись в Первопрестольную. Трехпрудный дом, который

они не видели на протяжении четырех лет и никогда не видели без любимой мамы, стал для них чужим. В книге «Вечерний альбом» его пространство предстает перед читателем, словно в двух измерениях: как прекрасный мир детских воспоминаний и как мрачная действительность, существовать в которой по крайней мере не слишком уютно.

В стихотворении «Perpetuum Mobile» мы видим второе измерение. Дом наделяется эпитетом «тревожный», мир — «печальный». При этом лирическая героиня рассказывает о постоянном потоке гостей, которых принимала ее семья: Мы всех приветствием встречали, Шли без забот на каждый пир. Отец Цветаевой — Иван Владимирович — профессор Московского университета, искусствовед и филолог.

Мать поэтессы — Мария Александровна — пианистка, бравшая уроки у Николая Григорьевича Рубинштейна. Нет ничего удивительного в том, что в их доме постоянно собирались гости самые разные, но неизменно интересные: Поэты, рыцари, аскеты, Мудрец-филолог с грудой книг…

Стихотворение «Perpetuum Mobile» проникнуто любовью к отчему дому. Пусть он печальный, пусть жизнь в нем тревожна — свет от родного очага, его тепло навсегда останутся в сердце лирической героини.




Анализ стихотворения Цветаевой «Perpetuum mobile»