Анализ стихотворения Державина «Признание»

Красавице» из пушкинского шедевра позаимствованы не только обращение к лирическому адресату, но некоторые мотивы и даже рифмы.

Зачин анализируемого стихотворения отсылает к строкам изящной миниатюры Пушкина » Я влюблен, я очарован…», которую классик посвятил знакомству с будущей супругой. Возвышающее и пленяющее состояние влюбленности фиксирует и некрасовский лирический герой. Нетерпеливый и пылкий «страдалец» не стесняется громких заявлений: внезапно вспыхнувшие чувства ему кажутся неугасимыми и вечными, а прямодушная

формула «я твой раб» указывает на суть отношений с опоэтизированным образом «царицы».

Портрет «красы младой» создан по схемам романтизма, в нем отсутствуют оригинальные детали — как внешние, так и психологические. Вспоминая «живые очи», локоны и прочие девичьи прелести, герой концентрируется на своих переживаниях. Чтобы передать силу юношеских чувств, поэт аккумулирует лексику с семантикой пламени: «волкан», «пылающая кровь», «огонь любви».

О чем просит верный поклонник свою «царицу»? Он посчитал бы драгоценным даром даже мимолетные знаки внимания: «приветливую

улыбку», случайный взгляд, короткий разговор. В душе лирического «я» таится сокровенное желание разделенной любви, о которой молит искренний и простосердечный юноша.

Облик художественного пространства поставлен в зависимость от благосклонности «царицы»: «мир без тебя» лишен радости и света, подобен «темнице». В тексте возникает прогноз счастливого будущего, которое лирический субъект определяет как «жизнь для тебя». Пылкий поклонник не рассчитывает на отказ, надеясь на доброту избранницы.

Однако при мыслях о любовных неудачах рождается мелодраматический мотив губительности высокого чувства.

Эмоциональность и искренние интонации — несомненные достоинства некрасовской версии любовного признания. Однако они не отменяют явно ученический характер раннего опыта, проигрывающего другим авторам по глубине идейного содержания и отточенности формы. В центре одноименного творения Пушкина — «труд и стыд» сердечной исповеди, в тексте Баратынского — «хлад печальный», сменивший «прекрасный огонь» страсти.




Анализ стихотворения Державина «Признание»