Афанасий Фет — замечательный русский поэт, основатель поэтического жанра — лирической миниатюры. Тематика его поэзии ограничена. Его поэзия — «чистая поэзия», в ней нет социальных вопросов действительности, нет гражданских мотивов. Он избрал такой стилистический прием повествования, который позволил за внешним течением событий спрятать от читателя свою душу.
Фета волнует только красота — природа и любовь. Поэзию он считает храмом искусства, а поэта — жрецом этого храма. Эти две темы поэзии Фета тесно связаны друг с другом.
Фет считает, что только природа и любовь могут отобразить всю красоту и очарование окружающей действительности. Характер, переживания, мысли и чувства лирического героя в поэзии Фета зависят от мироощущения поэта.
Фет стремился передать красоту мгновения, сиюминутное состояние. Ярким примером этого можно назвать его стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила»:
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, —
Я ничего не пойму.
Фет создает прекрасный образ, который позволяет читателю увидеть нарисованную картину, полюбоваться ее неповторимой красотой. В строках стихотворения поэт использует назывные предложения и предложения с однородными членами. Последние две строчки говорят о противоречивых чувствах поэта. Его лирический герой чувствует состояние природы.
Стихотворение воздействует на читателя. Благодаря обилию шипящих и свистящих звуков можно услышать шум ветра:
Все гудет и колышется,
Листья кружатся у ног.
Невозможно уловить настроение лирического героя. У него смутные ощущения — «ничего не пойму». Он пытается раствориться в мире природы, старается постичь ее таинственные глубины, понять «прекрасную душу природы».
Но в шуме ветра это смятение развеивается. Герой слышит «тонко взывающий рог», «зов глашатая медного» и настроение его тотчас же меняется — «Сладостен зов мне глашатая медного!» и «Мертвые что мне листы!»
Фет представляет природу как человека, видит ее прекрасную душу, об этом свидетельствует метафора «Ель рукавом мне тропинку завесила».
В этом стихотворении Фета природа сливается с человеческими эмоциями. Поэт изображает своего героя в момент наибольшего эмоционального напряжения, показывает его душу на фоне прекрасного мгновения природы.
Дайджест:
- Анализ стихотворения Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»Последний период творчества Афанасия Фета неразрывно связан с именем Марии Лазич — польской красавицы, в которую поэт был когда-то влюблен. Он не пожелал связывать свою жизнь с этой девушкой из разорившейся семьи и предпочел разорвать с ней отношения, о чем потом горько сожалел. Ситуация усугублялась тем, что вскоре Мария Лазич погибла на пожаре, и Афанасий ... Читать далее...
- Стихотворение А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила.»Афанасий Фет — поэт «вечных ценностей» и «абсолютной красоты», основатель новых поэтических жанров — песни и лирической Миниатюры — был представителем плеяды поэтов, которые в своем творчестве отрешались от действительности и воспевали Только вечные темы Главным предметом изображения Фета стал мир, в котором «красота природы разлита по всему мирозданию» и своим покоящимся Совершенством противопоставлена «низкому», ... Читать далее...
- Стихотворение А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»; Фет А. АСтихотворение А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…» Древние говорили — поэтами рождаются. И Фет действительно родился поэтом. Замечательная художественная одаренность составляла суть его сути, душу его души. Уже с детства был он «жаден до стихов», испытывал ни с чем не сравнимое наслаждение, «повторяя сладостные стихи» автора «Кавказского пленника» и «Бахчисарайского фонтана». В немецком ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Вечер» Фет«Вечер» . Стихотворение относится к пейзажной лирике Фета: в нем изображается неброская красота русской природы. Поэт замечает ее неуловимые переходные состояния: как художник-пейзажист он рисует словесно, находя все новые оттенки и звуки. Для поэта природа — источник неожиданных открытий, философского оптимизма: Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Белый лебедь» Бальмонт«Белый лебедь». Опираясь на традиции русской классической и мировой поэзии, в особенности на творчество А. А. Фета, К. Д. Бальмонт создает импрессионистическую лирику. Ярким примером такой лирики и является стихотворение «Белый лебедь». Так же как и Фета, поэта волнуют не сами предметы, образы действительности, а те впечатления, ощущения, которые вызывает тот или иной образ: Белый ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа…» Тютчева«Не то, что мните вы, природа…» . Природа в стихотворении одухотворена, очеловечена. Она внутренне близка и понятна человеку. Природа и человек образуют единство, поэтому вдохновение поэта созвучно с жизнью природы, которая изображается в движении, как участница событий человеческой жизни, как проявление Божественной мудрости: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной…»; Тютчева«Есть в осени первоначальной…»; . В стихотворении изображена одухотворенная природа, которая потрясает читателя подлинностью состояния. Поэт чувствует душу земли подобно земледельцу-труженику. В народном сознании живет благоговейное отношение к стихийным силам природы. Природа здесь не конкретизирована, она полна загадочности, таинственности, и в этом ее сила: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день ... Читать далее...
- Сочинение: Тема человека и природы в стихотворении А. А. Фета «Заря прощается с землею…»Стихи Афанасия Афанасьевича Фета принадлежат к наивысшим достижениям русской поэтической культуры девятнадцатого века. Главными темами поэтического творчества Фета были природа и любовь, а назначение поэзии он понимал как служение красоте. Именно красоту он считал важнейшей целью художника и всем своим творчеством стремился к достижению этой цели. Но ведь природу и любовь воспевали многие поэты и ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Сияла ночь. Луной был полон сад. ЛежалиОдна из главных особенностей стихотворений А. А. Фета — это музыкальность. Поэтому произведения поэта так легко ложатся на музыку, и создано множество романсов на их текст. А. Фет создал целый цикл стихотворений, посвященных музыке и пению — цикл «Мелодии», к которому относится и стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…». Образ голоса, звука становится ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Фета «Из дебрей туманы несмело…»Своими занятиями сельским хозяйством и жизнью в окружении природных красот Фет невероятно дорожил. Как человек умный и в предмете хорошо разбирающийся Афанасий Афанасиевич далеко не каждой погоде был рад. В письмах к друзьям и знакомым он нередко либо выражал недовольство засухой, либо опасался проливных дождей, ведь и то, и другое могло в итоге привести народ ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Фета «Горячий ключ»Личная трагедия, связанная с гибелью любимой женщины, привнесла в творчество Афанасия Фета черты печали и уныния. Именно поэтому литературоведы четко разделяют произведения этого поэта на два периода, первый из которых характеризуется безмятежностью, искренностью, чистотой и восторженным отношением к окружающему миру. Действительно, после смерти Марии Лазич Фет практически перестал уделять внимание пейзажной лирике, которую так любил, ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Учись у них — у дуба, у березы…» Фет«Учись у них — у дуба, у березы…» . Стихотворение принадлежит к пейзажной лирике Фета: через природу поэт постигает тончайшую психологическую правду о человеке: Кругом зима, жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся кора. Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый… Природа ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Фета «Псевдопоэту»Фет — ярчайший представитель «чистого искусства» в русской литературе. На протяжении всего творческого пути он старался оградить свою лирику от социально-политических проблем. В его стихотворениях главенствуют три темы: природа, любовь, назначение поэта и поэзии. Особенно чужда Афанасию Афанасиевичу была тенденция демократической лирики. Некрасовская школа вызывала у него стойкое эстетическое неприятие. В конце жизни Фет писал: ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Фета «Щечки рдеют алым жаром…»В лирике Фета главную роль играют три темы — искусство, природа и любовь. Вещи и явления более приземленные Афанасий Афанасиевич считал недостойными для воплощения в поэзии. Поэтому в его стихотворениях не находилось места вопросам политическим и социальным. Для Фета было характерно желание в творчестве максимально отдалиться от жизни реальной, уйти в «светлое царство мечты». Произведения ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…» Фет А. АВ творчестве Фета есть стихотворения, которые смогли зафиксировать неуловимые и мимолетные настроения человеческой души. К таким произведениям можно отнести «Я пришел к тебе с приветом…» . Радостью, которая переполняет лирического героя, он хочет поделиться с окружающими. Поэтому первой строчкой произведения становится его сообщение, что он пришел с приветом, «рассказать, что солнце встало». Восход никого не ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Фета «Среди звезд»Произведение «Среди звезд» датировано ноябрем 1876 года. В это время Фет активно работал над первым переводом на русский язык главного труда философа Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Взгляды великого немецкого мыслителя оказали огромное влияние на поэта. Фету импонировала концепция воли к жизни как причины постоянной борьбы всех против всех. Также он поддерживал взгляд ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Фета «Жди ясного на завтра дня…»Ранний период творчества Афанасия Фета неразрывно связан с пейзажной лирикой. Именно благодаря стихам, в которых воспевается красота русской природы, этот поэт снискал себе славу романтичного и утонченного поэта, который способен прочувствовать шелест нежной весенней листвы, порадоваться летнему дождю или же снежной зиме. Стоит сразу же оговориться, что пейзажная лирика оставалась одним из приоритетных направлений творчества ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Фета «Сосны»Стихотворение «Сосны» было впервые опубликовано в журнале «Современник» в 1855 году. Время в произведении идет по кругу. Все начинается с весны, сменившей зиму. Этому посвящены первая и вторая строфы. Последнее четверостишие — рассказ о переходе от осени к зиме. Фет описывает смену природных циклов как процесс вечного обновления. Участие в нем преподносится в качестве дара ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Фета «Как беден наш язык!…»Афанасий Фет вошел в историю русской литературы как непревзойденный лирик и мастер пейзажа. Его ранние стихотворения стали хрестоматийными благодаря своей легкости, изяществу и удивительно прекрасным образам, так виртуозно созданным этим поэтом. Тем не менее, более поздние произведения Фета лишены то грации и чистоты, которыми славятся ранние стихи. Причин для подобных метаморфоз несколько, и одна из ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Фета «Еще весны душистой нега…»Со времен студенчества и вплоть до самой смерти для Фета существовали три безусловных ценности: любовь, природа и поэзия. Именно эти темы он считал возможным раскрывать в лирике. На все остальные мотивы накладывалось негласное табу. Описания природы Афанасия Афанасиевича — это изображение момента через призму личностного восприятия. Для Фета было крайне важно зафиксировать мимолетное изменение. В ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Душная ночь» Пастернак«Душная ночь». Стихотворение относится к пейзажной лирике Пастернака, а по своей сути философично. Природа у поэта одушевлена, является высшей формой проявления жизни, носительницей ее смысла. Она является равноправным оппонентом человека: …У плетня Меж мокрых веток с ветром бледным Шел спор. Я замер. Про меня! Природа и человек являются в восприятии поэта единым целым. Пейзаж здесь ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Фета «Еще вчера, на солнце млея…»Фет — приверженец так называемого чистого искусства, в чьем творчестве ярко проявились черты импрессионизма. Его стихотворения — не четкие описания тех или иных явлений, а передача впечатлений, эмоций и чувств, ими порожденных. В лирике Афанасия Афанасиевича царили три темы: любовь, назначение поэта и поэзии, природа. Обо всем остальном он предпочитал посредством рифм не говорить. Фет ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Фета «Все вокруг и пестро так и шумно…»Личная драма Афанасия Фета долгое время являлась тайной за месью печатями не только для друзей поэта, но и для его семьи. Лишь после смерти Фета были найдены его дневники и многочисленные стихи, адресованные отнюдь не супруге, а Марии Лазич — девушке, от любви к которой поэт в свое время отказался из-за меркантильных соображений. В 1856 ... Читать далее...
- Анализ стихотворения: Учись у них — у дуба, у березыА. Фет — стихотворение «Учись у них — у дуба, у березы…». В своем стихотворении А. Фет использует символический пейзаж. Зима символизирует лютый холод в сердце лирического героя. Весна же — это символ новой, бурлящей жизни, рождения в душе его «новых откровений». Картины природы у Фета, таким образом, антитетичны, как полярны и душевные состояния лирического ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Учись у них — у дубы, у березыКаждый поэт ищет вдохновения. Кто-то находит его в книгах, кто-то в музыке. А. А. Фет — это человек, который черпает свой потенциал из природы. Его поэзия уникальна. Он, как художник, выражает словами все свои чувства к красоте природы России. У него нет кисти, которой он бы придавал чернилам цвет, но это не мешает ему идеально ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Фета «Из тонких линий идеала…»Дебютный сборник Фета «Лирический пантеон» увидел свет в 1840 году при активном содействии критика Аполлона Григорьева. Стоит отметить, что молодой поэт пришел в литературу не в самые лучшие ее времена. Тот период в российской истории был отмечен эпохой николаевской реакции, спровоцированной неудачным восстанием декабристов. Прогрессивные умы искали выход их сложившейся неблагоприятной ситуации. Многие поэты и ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Пушкина «Поэт»В 1827-ом году Александр Сергеевич Пушкин пишет свое знаменитое стихотворение «Поэт». В своем творчестве автор неоднократно обращался к теме предназначения поэта, к его роли в этом мире. Так и в этом произведении — поэт в очередной раз попытался разобраться с тем, для чего же все-таки приходят на нашу землю Поэты. По мнению Пушкина, выраженному не ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Фета «Ave Maria»«Аве Мария» — католическая молитва, обращенная к Деве Марии, матери Иисуса Христа. В качестве источников для нее выступили два стиха из евангелия от Луки. Широкое распространение она получила в одиннадцатом столетии. До сих пор «Аве Мария» остается одной из наиболее популярных среди христиан молитв. Не в последнюю очередь тому способствовали композиторы, писавшие музыку на ее ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Фета «Ласточки пропали…»Фет считается единственным великим русским поэтом, который последовательно и убежденно не впускал в свой творческий мир социально-политическую тематику. Конечно, единичные исключения имели место, но они лишь служили подтверждением правилу. Афанасий Афанасиевич — ярый сторонник «чистого искусства» в литературе. На протяжении всего пути у него были три темы, которые он считал возможным воплощать в лирике: любовь, ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Какая грусть! Конец аллеи…» Фет А. АСтихотворение А. А. Фета «Какая грусть! Конец аллеи…» рисует зимний пейзаж. Он метафоричен, овеян авторской фантазией. Взгляд лирического героя даже в пустынном пейзаже видит любопытные детали: «Один лишь ворон против бури Крыламн машет тяжело». Душе лирического героя передается печальное настроение зимнего сна природы: «Лениво дума засыпает Над умирающим трудом». Однако в сердце поэтически одаренного человека ... Читать далее...
Анализ стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…»