Анализ стихотворения Есенина «Не ругайтесь! Такое дело!…»

Начало 1920-х годов ознаменовалось для Есенина пересмотром отношения к теме города и деревни. Поэт стремился быть полезным крестьянству, но не находил среди представителей этого сословия своих читателей. Послереволюционная деревня предпочитала петь другие песни и не желала идти по тому пути, который предлагал Сергей Александрович. В есенинской автобиографии есть строки откровенные и наполненные неизбывной болью: «Самые лучшие поклонники нашей поэзии — проститутки и бандиты».

Написаны эти слова в Берлине в 1922 году. Такой читательский

контингент поэта не устраивал. Сложившаяся ситуация привела Есенина к глубокой духовной драме.

Он осознал, что все его прошлые идеалы оказались ложными, а стремления не принесли желаемых плодов.

Депрессивные настроения Сергея Александровича отразились в стихотворении «Не ругайтесь! Такое дело!..», написанном в 1922 году. В нем лирический герой решительно отказывается от любви как к городу, так и к далекой ему теперь деревне. Выход ему видится в бродяжничестве.

Для раннего творчества Есенина мотив странничества был одним из ключевых. Его корни стоит искать в детстве поэта — бабушка часто водила

внука в кратковременные паломничества до ближайших монастырей. В произведении «Не ругайтесь! Такое дело!..» лирический герой, желающий «бродягой пойти по Руси», кажется попыткой Сергея Александровича вернуться в дореволюционную патриархальную страну деревень, которую он так любил.

Кроме того, при помощи упоминания странничества раскрывается тема прошедшей юности и ее навсегда утраченных идеалов.

В современной Есенину критике стихотворение зачастую рассматривалось с оглядкой на цикл «Москва кабацкая» . Поэтому особое внимание уделялось мотивам бродяжничества и хулиганства. Федор Аронович Жиц, хорошо разбиравшийся в творчестве имажинистов, называл «голос есенинских стихов обаятельно одиноким и неповторимым». По поводу второй строфы произведения «Не ругайтесь!

Такое дело!..», где говорится о желании лирического героя пойти бродяжничать, он писал, что подобные настроения в душе Сергея Александровича живут недолго. Критики пролеткультовского круга о стихотворении отзывались резко отрицательно. Например, Гайк Георгиевич Адонц считал, что Есенин не выходит за узкие рамки личных переживаний и, вероятно, выйти не способен.

Современность же, по его мнению, «требует от поэтов яркой, определенной идеологии».




Анализ стихотворения Есенина «Не ругайтесь! Такое дело!…»