Анализ стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»
Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…». Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу..» было написано С. А. Есениным в 1921 году. Жанр его — элегия, стихотворение относится к философской лирике.
Композиционно оно построено на основе антитезы. Юность лирического героя противопоставлена зрелому возрасту, возрасту «осени». Эта тема быстротечности жизни развертывается в стихотворении постепенно, набирая обороты в каждой строфе. Вначале лирический герой отмечает, как быстротечно время,
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Затем он обращается к «сердцу», к «духу бродяжьему», отмечая охлаждение чувств, скупость желаний. В голосе лирического героя звучит душевная усталость, тоскливые ноты. Чувства его подчеркнуты многократными отрицаниями. Обращение к своей «утраченной свежести» и к жизни является в стихотворении кульминационным в развертывании темы быстротечности времени:
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!
Я
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.
Этот образ розового коня символизирует у поэта юность, ее мечты и идеалы, нежность души. Одновременно лирический герой здесь осознает приметы иллюзорности жизни в целом.
Последняя строфа завершает развитие мотива и является своеобразной развязкой, окрашивая все произведение совершенно иной интонацией:
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Здесь уже нет отрицания, но присутствует утверждение, утверждение разумности жизни, времени и природы.
Таким образом, антитетичность присутствует в каждой строфе стихотворения. Кроме того, два природных образа создают у Есенина кольцевую композицию.
Стихотворение написано пятистопным хореем, катренами, рифмовка — перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, сравнение, инверсию, риторический вопрос, аллитерацию, ассонанс.
Анализ стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»