Анализ стихотворения Есенина «Небесный барабанщик»

Отношение Есенина к власти большевиков со временем менялось. Изначально оно было сугубо положительным. Сергей Александрович признавался, что в 1917 году он находился на стороне Октября, хотя и воспринимал происходящие события по-своему, с крестьянским уклоном. Поэт искренне полагал — революция принесет освобождение из-под гнета богатеев простым деревенским жителям, приведет их к изобилию, счастью, финансовой состоятельности.

Несколько лет пребывал Есенин в плену иллюзий. Затем он осознал, что глобальные изменения в жизни России обернулись

для большинства крестьян разорением. Сергею Александровичу было больно смотреть, как дорогая его сердцу деревня по всем статьям проигрывает городу и наступлению технического прогресса.

В 1920 году он написал «Сорокоуст», в котором с горечью рассказал о трагедии индустриализации. Квинтэссенция стихотворения — четыре строки из третьей части: Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница?

После поездки заграницу с супругой Айседорой Дункан Есенин вновь поменял взгляд на власть большевиков, объявив себя «в Советской стороне

самым яростным попутчиком». Впрочем, долго восторг не продлился. В стихотворении 1924 года » Русь советская» Есенин подвел итог первых послереволюционных лет.

С грустью он констатировал: Моя поэзия здесь больше не нужна, Да, и, пожалуй, сам я здесь не нужен. Затем следуют строки о принятии большевистской власти и обещание ей: …Отдам всю душу октябрю и маю, Но только лиры милой не отдам.

Точная дата написания «Небесного барабанщика» неизвестна. Как правило, литературоведы называют 1918 или 1919 год. Стихотворение посвящено Старку — литератору, партийному журналисту, соредактору газеты «Советская страна», в которой печатался Есенин. Небольшая поэма проникнута бунтарскими настроениями.

В ней чувствуется искреннее волнение автора за дальнейшую судьбу Родины. Этим объясняется и использование гиперболических образов, и ораторски-маршевый ритм, и жизнеутверждающий романтический пафос. Лирический герой открыто призывает к борьбе против «белого стада горилл» — интервентов и приверженцев царского режима.

Он прекрасно понимает, что война потребует максимального напряжения сил и обернется множеством жертв, но при этом убежден в положительном исходе: «Верьте, победа за нами!». По его мнению, революция принесет свободу всем народам, проживающим на территории бывшей Российской империи: В том зове калмык и татарин Почуют свой чаемый град… В стихотворении констатируется братская солидарность восставших против царской власти.

По тексту видно, как сильно изменился стиль Есенина. Поэт осознавал, что для описания жизни новой страны не подходят старые литературные приемы. В 1920 году в письме к Ширяевцу он советовал бросить «петь стилизационную клюевскую Русь с ее несуществующим Китежем и глупыми старухами».

Согласно воспоминаниям современников, перед созданием «Небесного барабанщика» Есенин несколько раз озвучивал свое желание вступить в ряды коммунистической партии. Поэт даже успел подать заявление, в течение нескольких недель остававшееся без ответа. Рассматривал его Устинов — хороший друг Сергея Александровича. Он прекрасно понимал, что поэту, обладающему «резкой индивидуальностью, чуждой какой бы то ни было дисциплины», не место в партии.

Только после того, как член редколлегии газеты «Правда» Мещеряков назвал «Небесного барабанщика» нескладной чепухой, неподходящей для публикации, Есенин окончательно расхотел официально становиться коммунистом.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Анализ стихотворения Есенина «Небесный барабанщик»