Анализ стихотворения Есенина «За горами, за желтыми долами…»
Анна Алексеевна Сардановская — пожалуй, первая истинная любовь Есенина. Девушка приходилась родственницей Ивану Яковлевичу Смирнову — священнику села Константиново. Его дом на некоторое время стал вторым для будущего поэта.
Кстати, именно Смирнов уговорил членов семьи Сергея Александровича отправить мальчика в приходскую школу, расположенную в Спас-Клепиках. В гостях у священника часто собиралась талантливая молодежь — устраивались показы спектаклей, читались стихотворения, звучали песни под гитару. Каждое лето к нему приезжала
В сердце Есенина черноглазая красавица царствовала непродолжительное время. Тем не менее, она сумела оставить след и в жизни, и в творчестве Сергея Александровича. Вероятно, образ ее нашел отражение в автобиографической поэме «Анна Снегина», созданной в 1925 году.
1916 годом датируется стихотворение «За горами, за желтыми долами…». При первой публикации в петроградском «Ежемесячном журнале» оно сопровождалось посвящением — «Анне Сардановской». В произведении любовное чувство лирического героя дано на фоне красот его родного края.
Возлюбленная героя — бедная странница, которая каждый вечер ходит на поклон к кресту. Есенин рисует образ скромной, религиозной девушки. В любви лирического героя к ней нет ничего пошлого, земного, обыденного. Зато есть тоска по тому, чему не суждено было случиться, по роману, которого на самом деле не произошло. Финал стихотворения кажется пророческим.
В последних двух строках герой просит «бедную странницу» помолиться за его погибшую душу — здесь Есенин словно предсказывает собственное самоубийство, которое случится только через девять лет.
Несмотря на мрачное окончание произведения, оно пробуждает в читателях светлые чувства. Происходит это не в последнюю очередь благодаря чудесным средствам художественной выразительности — «журавлиная тоска», «синь затуманится», «повиснет заря», «звенит придорожными травами от озер водяной ветерок». Также важную роль играют активное использование религиозной лексики ближе к финалу текста и соотнесение небесного и земного, характерное для всего стихотворения.
Анализ стихотворения Есенина «За горами, за желтыми долами…»