Анализ стихотворения Есенина «Зеленая прическа»

Стихотворение «Зеленая прическа» принято датировать августом 1918 года. Есенин посвятил его Лидии Ивановне Кашиной. Она владела имением в Константинове — родном селе поэта. Согласно воспоминаниям сестры Сергея Александровича, поместье отличалось красотой, хотя и было небогатым и относительно маленьким. Его центр — двухэтажный дом из камня — утопал в зелени. На участке росли фруктовые сады, липовые аллеи.

Деревенским детишкам имение казалось поистине сказочным. Есенин познакомился с Кашиной до Октябрьской революции. Летом

1917-го он устроил вместе с детьми Лидии Ивановны домашний спектакль, что позволило ему впоследствии чаще бывать в имении.

Мать поэта отношениями с барыней была недовольна. В 1918-19 гг. Кашина находилась в Москве.

Известно, что Сергей Александрович посещал ее дом, расположенный в Скатертном переулке.

В стихотворении «Зеленая прическа» Есенин использует прием одухотворения природы, широко распространенный в русском фольклоре. В лирике поэта он встречается достаточно часто. Дело в том, что Сергею Александровичу было сложно представить человека вне растительного мира — это одна из характерных особенностей

его творческого мироощущения. С помощью вышеназванного приема Есенин добивался сразу двух целей: демонстрировал внутренний мир героя и помогал читателям почувствовать природную красоту, разнообразие ее проявлений.

В «Зеленой прическе» поэт несколько отходит от традиций русского народного творчества. Он так сильно очеловечивает мир природы, что одновременно дает два описания — речь идет и о березке, и о девушке. Последние три строфы — монолог дерева. Лирический герой стихотворения слышит рассказ о том, как ночью с березкой расстался пастух, попрощавшись с ней «до новых журавлей». В произведении показано предосеннее, но еще зеленое молодое деревце.

Оно настолько уподоблено юной представительнице прекрасного пола, что перед читателями раскрывается вся гамма чувств, связанных с разлукой влюбленных. Рассматриваемый текст полностью строится на принципе «двойного видения». Столь сильное одухотворение природы больше характерно для поздней лирики Есенина.

Например, подобный прием можно встретить в стихотворениях «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…» и «Слышишь — мчатся сани, слышишь — сани мчатся…».

Произведение «Зеленая прическа» было положено на музыку. Самый известный вариант принадлежит композитору Тихону Николаевичу Хренникову.




Анализ стихотворения Есенина «Зеленая прическа»