Анализ стихотворения Фета «Диана»
Успешная переводческая деятельность Фета, начало которой приходится на студенческие годы, побудила его к написанию собственных произведений в античном духе. Большинство стихотворений, созданных под влиянием наследия Горация и других древних авторов, относится к 40-50 гг. XIX в. Если органичные, оригинальные по тематике и форме фетовские творения часто подвергались критике, то антологическая лирика была встречена одобрительно, благосклонно и даже восторженно.
Исследователи оценили спокойно-созерцательную позицию лирического «я»,
«Диана» 1847 г. заслужила единодушно высокую оценку критиков, посчитавших ее «перлом», образцом жанровой разновидности, служащей для описания статуй и художественных полотен. Свежие мотивы субъективного восприятия преображают устоявшуюся форму «немой поэзии ваяния», по выражению Боткина.
Художественное пространство произведения охватывает две сферы, реальную и воображаемую. Оба плана представлены через призму восприятия лирического героя: в первом случае он разглядывает статую в парке, во втором — «оживляет»
«Блестящая нагота» скульптуры демонстрирует величественную красоту древней богини и восхищает совершенством форм. Точка наблюдения отделена от объекта небольшим расстоянием: герой любуется прекрасным изваянием, мелькающим среди деревьев и отраженным в водной глади.
Следующий эпизод меняет план изображения, словно созерцатель подошел к Диане вплотную и рассматривает ее лицо. Описание завершается двумя выразительными оксюморонами: «недвижностью вниманье» и «чуткая и каменная». Художественный прием подчеркивает противоречивость ощущений лирического «я», уловившего биение жизни в неподвижном камне.
Портретные характеристики сопровождает замечание, отсылающее к богатым культурным ассоциациям, которые связаны с мифологической «специализацией» античной богини — родовспоможением.
Ветер, колеблющий воду, порождает прихотливую иллюзию: герою кажется, что каменная фигура приобретает способность к движению. Лирический субъект ожидает чудесного явления персонажа из плоти и крови — изящной охотницы с колчаном на плече. Финальное двустишие обозначает трагический разрыв между идеалом и реальным потоком жизни, горячим желанием воскресить «красу недвижимую» и осознанием невозможности его исполнения.
Анализ стихотворения Фета «Диана»