Анализ стихотворения Фета «Как нежишь ты, серебряная ночь…»
В фетовских творениях зрелого периода усиливаются тютчевские мотивы. Они вносят новые оттенки смысла в изображение ночи, излюбленного времени обоих авторов. Великолепный, исполненный драгоценного мерцания, загадочного шума и цветочных ароматов пейзаж Фета дополняется ощущениями героя, свидетельствующими о странном прозрении. Пристальное созерцание звездной панорамы позволяет смотреть «из времени в вечность».
Однако тайны «живого алтаря мирозданья» не страшат, не указывают на трагическое несовершенство человеческого бытия,
Поэтический текст 1865 г. начинается с обращения к лирическому адресату, которым становится «серебряная ночь». В зачине дается ее яркая, но мимолетная характеристика. Подробный «портрет» ночной поры встречается в центральном катрене. Он выстраивается в соответствии с фетовской традицией: роса получает эпитет «алмазная», а звезды метафорически уподобляются огню. Здесь же проявляется эффект, умножающий художественное пространство за счет отражения неба в воде.
Учитывая последующие масштабные сравнения с океаном
Наблюдение за грандиозной картиной влечет за собой впечатления, отличные от тех, что породила устрашающая тютчевская бездна огня. Фетовский лирический субъект чувствует «расцвет» внутренних сил, «немую и тайную» мощь. Новые ощущения порождают страстную просьбу «окрылить» душу, помочь ей преодолеть «унылый» земной тлен.
Это желание сближает художественный текст с молитвой, а образ сверкающей ночи — с божественным началом.
Мольбы лирического субъекта приносят результат. В финале утверждается родство души, уже обретшей мощные крылья, с вечной «жизнью звездной» и готовность приблизиться к загадочной бездне. Последняя категория в равной степени характерна для творческого наследия Фета и Тютчева, символизируя соответственно сферу «нетленного» и изменчивые соотношения между космосом и хаосом.
Ведущий художественный прием, организующий образ ночи, — олицетворение. Спокойная, осененная серебристым блеском темнота наделяется способностями дышать и успокаивать, а дар вселять надежду и выполнять желания объединяет излюбленную фетовскую категорию с обликом могущественной богини. Ее благосклонность, которая проявилась в отзывчивости к мольбам лирического «я», напоминает ласковое отношение доброй Музы.
Анализ стихотворения Фета «Как нежишь ты, серебряная ночь…»