Анализ стихотворения Фета «Кот поет, глаза прищуря…»

Произведение 1842 г., включенное в цикл «Снега», предваряют стихотворения, изображающие мертвенную красоту зимней природы. Зловещий степной ветер, играющий снегом, или печальное великолепие березы, убранной по «прихоти» мороза, — пейзажные образы сложны, исполнены противоречий.

Анализируемый поэтический текст отличается от своих «предшественников» принципиально иной позицией лирического субъекта. Последний наблюдает за непогодой из теплой комнаты. Читатель чувствует неопределенность ситуации: по всей вероятности, сюжет

разворачивается в помещичьем доме деревенской усадьбы. Непонятно, кто выступает в роли взрослого, отправляющего ребенка спать.

Судя по безапелляционности тона, это не няня или гувернантка, а кто-то из родителей.

Противопоставление домашнего уюта и покоя разгулу зимней бури — основная антитеза, которая организует композицию текста. Первую часть стилистической фигуры символизирует «песня» мирно дремлющего кота, вторую — свист ветра, буря и снег за окном. Чтобы представить картину законченной и объемной, поэт задействует аллитерацию с опорой на согласные «р» и «с».

Тот же эффект поддерживают

повторы семантически близких фраз, касающихся описания ненастья.

Рефрен, который еще раз акцентирует основные компоненты антитезы, расставляет четкие границы художественного пространства: в комнатах господствуют порядок и уют, за пределами дома — хаотическая вакханалия стихии. Показательно соотношение лексем «играет» — «игрушки», которые относятся к противопоставленным сегментам художественного мира. Первая из них характеризует пугающую мощь непогоды, а вторая обладает исключительно мирными коннотациями.

Категоричность приказа взрослого, прямая речь которого звучит в центральном четверостишии, зависит от интонации конкретного чтеца. Можно вложить в текст ласковые увещевательные или твердые повелительные нотки. Легкое или более выраженное раздражение вызвано тревожным ожиданием окончания бури.

Ребенок не разделяет чувств родителя: он убаюкан мерным мурлыканьем и не сомневается в надежности дома-крепости.

Нервное состояние персонажа-взрослого близко лирическому герою. В финальном катрене точкой «атаки» зимней стихии становится окно — прозрачная, хрупкая и уязвимая граница семейной гармонии. Оба взрослых встревожены: они следят за звучанием второй акустической доминанты, символизирующей враждебные и разрушительные внешние силы.




Анализ стихотворения Фета «Кот поет, глаза прищуря…»