Анализ стихотворения Фета «На качелях»

Самые страстные, искренние и пронзительные стихотворения о любви написаны были Фетом не в юном возрасте и не в период возникновения сильных чувств к какой-либо женщине, а на склоне лет. Причина тому — особая эмоциональная память поэта. Могли пройти годы, прежде чем какое-либо сильное потрясение находило отражение в лирике.

При этом кажется, что со временем воспоминания не тускнели, а напротив — становились только ярче.

Стихотворение «На качелях» датировано 1890 годом, соответственно, создано оно семидесятилетним Фетом. Случай,

положенный в основу произведения, рассказан им в письме к другу и поэту Якову Петровичу Полонскому. По словам Афанасия Афанасиевича, сорок лет назад ему довелось качаться с девушкой на качелях, стоя на доске, при этом платье ее «трещало от ветра».

Скорей всего, упомянутая представительница прекрасного пола — это Мария Козьминична Лазич. С ней Фет познакомился в 1848 году. Молодые люди очень любили друг друга. Их отношения осложнялись тем, что Афанасий Афанасиевич не имел финансовой возможности жениться на девушке.

Итог романа оказался трагическим — в 1850 году Лазич скончалась от полученных при пожаре

ран. До сих пор точно не выяснено — был то несчастный случай или самоубийство. В любом случае — трагическая смерть возлюбленной легла тяжким грузом на сердце Фета.

В этом контексте стихотворение «На качелях» выглядит как попытка вернуться в прошлое, переписав его, стремление вновь почувствовать беззаботность и безмятежность времени, когда в душе царила любовь.

Изначально заглавия текст не имел. То, которое есть сейчас, предложил Фету как раз Полонский. По его мнению, заглавие «На качелях» позволяет сразу ввести читателя в «чарующую атмосферу стихов». Возможно, произведение родилось не только под влиянием случая из прошлого Афанасия Афанасиевича.

Есть версия, что оно отсылает к стихотворению «Качка в бурю» все того же Полонского.

Один из центральных мотивов «На качелях» — мотив полета, часто встречающийся в творческом наследии Фета. Отрыв от земли, как правило, связан у него с обретением счастья, свободой, но не в рассматриваемом тексте. Здесь полет ассоциируется с роковой страстью и опасным порывом, который вполне способен привести к гибели.

Любовь в произведении — захватывающая игра, порой завершающаяся трагедией, но от этого становящаяся только более притягательной и упоительной.




Анализ стихотворения Фета «На качелях»