Анализ стихотворения Фета «Непогода — осень — куришь…»
В 1850 году свет увидел второй сборник Фета. Книга включила в себя небольшой цикл «Хандра», состоящий всего из трех произведений. В них Афанасий Афанасиевич рассматривает и анализирует состояние душевной опустошенности — странного ощущения происходящей кругом чертовщины, порождающего причудливые видения и нетривиальные сопоставления. Событий в трилогии нет.
В качестве предмета художественного изображения поэт выбирает «не происходящее ничего», как верно заметил литературовед В. А. Кошелев.
Открывается цикл стихотворением
Ритм задается ходом настенных часов, болтающих нестерпимо и неутомимо. От их размеренного тиканья тоскливое состояние лирического героя только усиливается. Сердце стынет, хотя топится камин и в помещение жарко. В третьей
В стихотворении «Непогода — осень — куришь…» Фет косвенно упоминает о нем: лирический герой жалуется, что в голову его больную лезет всякая чертовщина. Во втором тексте «Хандры» — «Не ворчи, мой кот-мурлыка…» — в роли черта выступает как раз представитель семейства кошачьих. В третьем и закрывающем цикл произведении — «Друг мой, я сегодня болен…» — о нечистом говорится практически напрямую: …Вон — вон тот, что смотрит плутом, С черной мордою козлиной?
В стихотворении «Непогода — осень — куришь…» чертовщина становится причиной возникновения в голове героя странных образов. Предаваясь «принужденной дремоте», он слышит, будто в соседней комнате кого-то учат азбуке, а в кабинете или в зале в худо запертом рояле пляшут крысы. Последняя сцена напоминает гениальные фантасмагории немецкого писателя-романтика Гофмана. Мир лирического героя переворачивается, реальность все теснее переплетается с иллюзиями.
На этой ноте и завершается стихотворение. При этом за две строфы до его финала казалось, что спасение от хандры найдено, ведь герой практически погрузился в столь необходимый ему сон.
Анализ стихотворения Фета «Непогода — осень — куришь…»