Анализ стихотворения Фета «Ночь крещенская морозна…»

Поэтический текст 1842 г. вошел в первую редакцию цикла «Гадания», сформированную Аполлоном Григорьевым. Сейчас стихотворение печатается отдельно, однако особенности содержания, фольклорные мотивы, полифонизм формы позволяют рассматривать его в качестве органического компонента цикла. Героини последнего — веселые и юные «сестрицы», которые отважились перепробовать разные варианты святочных гаданий.

Шумная стайка девушек не встречается лишь в произведении » Помню я: старушка няня…», где их заменяет лирический герой.

В тексте » Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом…» присутствует самая отважная из участниц, поскольку ритуал требует одиночества и тишины.

Открывает стихотворение краткая зарисовка природы, в которой фигурируют излюбленные доминанты фетовского пейзажа — ясная луна и мороз. Яркое и хорошо различимое ночное светило сравнивается с зеркалом. Троп предваряет смену тематики, в центре которой — очередная попытка узнать будущее.

В «Ночи крещенской…» сестры задумали гадать на луну: глядя в ее зеркальное отражение, можно увидеть жениха.

Фрагмент разговора, открывающий стихотворение, указывает

на количество участниц — их три. Исполнительница ритуала просит поддержки у товарок. Одна из подруг отказывается помочь, другая соглашается при условии, что останется стоять за избой.

Вторая часть произведения посвящена фантастическому видению, которое почудилось красавице в лунном отражении зеркальца. Ирреальному художественному пространству противопоставлен обыденный вид улицы с парой сторожевых собак. В зеркале все иначе: загадочные фигуры то множатся, то исчезают.

Сначала девушка насчитывает пять таинственных «лиц», затем их количество уменьшается до трех, а в концовке возрастает до одиннадцати. Чешуя, о которой упоминает гадающая, позволяет предположить, что среди ликов возникает змея. Визуальные образы дополняются звуками собачьего лая и воя.

Фантасмагорическая картина устрашает девушку, и она поспешно завершает обряд.

Участница ритуала считает, что заметила в зеркале «раскрасавца»-суженого. Открытый финал не конкретизирует, насколько правдиво это утверждение.

Детали видений, которые почудились смелейшей из «сестриц», перечислены в стихотворении Ходасевича «Гадание». Тень на стене, пляшущая перед лирическим субъектом, напоминает проделки шута — черта, которого боятся героини раннего цикла Фета.




Анализ стихотворения Фета «Ночь крещенская морозна…»