Анализ стихотворения Фета «О нет, не стану звать утраченную радость…»
В концепцию художественного пространства усадьбы, разработанную фетовской лирикой, включен образ «доброго, старого сада». Уютный, обихоженный человеческими руками уголок природы становится сценой для романтических свиданий, наблюдений за естественными трансформациями окружающего мира и внезапных философских открытий. «Знакомые места», к числу которых прежде всего относится липовая аллея, хранят память о далеких детстве и юности. Сюда возвращается уставший и постаревший герой, сравнивающий себя с блудным сыном.
В стихотворении
Бурлящие кровь радости «забывчивой младости» и «безумной любви» — удел молодого поколения. Отдалившись от земных страстей, лирический субъект смирился с конечностью
Основная часть поэтического текста моделирует условия, которые обеспечили бы идеальный исход земного пути лирического «я».
Изложение способа гармоничного прощания с жизнью начинается с уступок. Молящийся повторяет, что готов расстаться с увлечениями молодости. Он расценивает грядущую смерть не как трагедию, а как освобождение утомленной «души больной», которую подобно цепи удерживает бренное тело.
Наконец лирический субъект переходит к описанию сокровенной цели. Ей становится прекрасная картина: цветочный «убор» яблонь и слив, дремлющая над рекой ива, жужжащие пчелы, почти неподвижная воздушная тучка. В перспективе виднеются легкая дымка «голубых холмов» и безмолвная степь.
Живописный пейзаж, основанный на земных деталях, отсылает к архетипическому образу райского сада.
Герой надеется, что в эдемском спокойствии его душа обретет друзей, искренних и чутких. Сравнения с месяцем и вдохновенными песнями муз иллюстрируют положительные качества участников дружеского союза.
Финальный катрен обобщает сказанное. Характеризуя новый статус души, поэт обращается к нейтральной лексеме «переход», применяя ее вместо «смерть», которая наделена яркой отрицательной семантикой.
Анализ стихотворения Фета «О нет, не стану звать утраченную радость…»