Анализ стихотворения Фета «Перекресток, где ракитка…»

1842 годом датированы поэтические тексты, составившие небольшой цикл «Гадания». Заглавие отражает основную тему стихотворений — святочные забавы, участницами которых становятся молодые девушки. Тематика цикла восходит к знаменитой «Светлане» Жуковского, а также пушкинскому «Онегину» и колоритной гоголевской «Ночи перед Рождеством».

Фетовские творения наследуют особую атмосферу старинного праздника, в которой веселое любопытство и озорство юности сочетаются с робостью и страхом. Гадания происходят на фоне картин

спящей природы: сказочная морозная ночь, яркая луна, похожая на зеркало.

С лаконичного изображения зимнего пейзажа начинается и короткий текст «Перекрестка». В содержании первого катрена лидирует мотив сна, традиционный для «ночной» фетовской лирики. Картины всеобщего покоя и безмолвия представлены в ранних творениях » Серенада» или «Теплым ветром потянуло…».

В последнем из них вслед за уставшим гуртовщиком засыпает «поле тусклое». Образ ракитки из анализируемого произведения также построен по антропоморфным принципам: дереву приписывается возможность дремать.

Исключая начальное

двустишие, весь стихотворный текст посвящен действиям людей. Показательно, что они отображаются не напрямую, а при помощи внешних, преимущественно акустических признаков. К их числу относятся тихий скрип старой калитки, звук проезжающих саней.

Автор сохраняет недосказанность лирического сюжета, обозначая неопределенным местоимением неизвестного участника, пробирающего «сторонкой» тихим поздним вечером. В ответ на скрип шагов и полозьев раздается «звонкой» веселый возглас, нарушающий общее безмолвие. Вопрос, в котором сконцентрированы любопытство, лукавство и стремление пошалить, завершает фетовскую миниатюру.

Радостные интонации, передающие спокойствие природы и бьющую через край энергию юности, поддерживаются на уровне стиля: легкий, невесомый слог основан на чередовании четырех — и трехстопного хорея.

Лирической ситуации, изображенной в анализируемом тексте, вторит стихотворение » Полно смеяться! что это с вами?» Диалог девушек словно представляет сцену «Перекрестка» изнутри. Собравшись у амбара, смеющиеся участницы слушают, как неизвестный прохожий, для указания которого поэт опять обращается к лексеме «кто-то», идет «вдоль закромов». По характеру звуков гадающие стараются определить свое будущее.




Анализ стихотворения Фета «Перекресток, где ракитка…»