Анализ стихотворения Фета «Полно смеяться! что это с вами?»

В небольшом цикле «Гадания», унаследовавшим народно-романтические традиции русской лирики, автор не только воспроизводит неповторимую атмосферу веселых святочных гуляний, но изображает особенности старинных гадальных обрядов. Их смелые и любопытные участники, прежде всего девушки, пытаются узнать свое будущее, разглядев его знаки в глубине зеркального отражения или усмотрев тайный смысл в раскладе карт. Случай, представленный в художественном тексте 1842 г., описывает вариант, когда грядущие события истолковывают по звукам.

Указано

и точное место, где принято собираться для этих целей, — стены крестьянского амбара. Словом «шут» девушки именуют черта, боясь произносить его настоящее имя. В стихотворении » Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом…» встречается еще один эвфемизм — «лохматый».

Форма произведения представляет собой диалог: текст составляют четыре эмоциональные реплики, которыми обмениваются смеющиеся «сестрицы». В начальной строфе содержится призыв к спокойствию. Поэт использует сравнения, имеющие фольклорное и разговорное происхождение: первая из подруг определяет шум, производимый гадающими, как

«базар» и гул пчел.

Точное количество участниц обряда остается неизвестным, однако изображаются два довольно подробных варианта будущего — благоприятный, сулящий богатство, и зловещий, обещающий смерть. Обе версии изобилуют яркими деталями и в то же время отличаются недосказанностью, подчеркнутой неопределенными местоимениями.

В первом случае внимание гадающих сосредоточено на состоятельном и деловитом, но сердитом персонаже. Описывая деятельного хозяина, поэт привлекает восемь глаголов, включая анафору «сыплет». Портрет дополняется лексикой с семантикой достатка и изобилия.

Вторая вариация включает комбинацию неопределенно-личных предложений, обозначающих действия группы лиц: «несут», «поют», «забивают». Постепенно сгущаясь, тревожные интонации достигают кульминации, которая выражается звуком жуткого воя. Девушка обобщает смысл толкования, относя его к проделкам нечистой силы.

Форма стихотворения — результат экспериментов в области стихосложения, характерных для раннего периода творчества. Автор моделирует особенности тонического стиха, каким написаны русские былины: в длинной строке «Полно смеяться!» присутствуют четыре ударных слога, в короткой — два.




Анализ стихотворения Фета «Полно смеяться! что это с вами?»