Анализ стихотворения Фета «Среди звезд»
Произведение «Среди звезд» датировано ноябрем 1876 года. В это время Фет активно работал над первым переводом на русский язык главного труда философа Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Взгляды великого немецкого мыслителя оказали огромное влияние на поэта. Фету импонировала концепция воли к жизни как причины постоянной борьбы всех против всех. Также он поддерживал взгляд на искусство как «познание существа мира».
В последний период жизни поэту стали особенно близки мизантропия и пессимизм Шопенгаура. Фет
Лирический герой стихотворения Афанасия Афанасиевича смотрит на ночное небо и ведет диалог с самим собой. В его рамках он обращается к звездам и получает от них ответ. Разговор, смоделированный поэтом, — столкновение двух философских позиций. Причем в итоге весомее оказывается ответ небесных светил. Звезды не соглашаются, что они лишь представление
Стихотворение у Фета получается проникнутым мрачным фатализмом. В его финале выясняется, что люди — рабы судьбы. Впрочем, ситуация не так пессимистична, как может показаться на первый взгляд.
Поэт ощущал мир как единое целое. При таком восприятии человек в его лирике должен быть рабом судьбы, ведь он является частью окружающей природы, живет в ее ритмах, соблюдает ее законы.
Со стихотворением «Среди звезд» связана забавная история. В декабре 1876 года с ним познакомился Лев Николаевич Толстой. Великий прозаик дал произведению высокую оценку, отметив его философски поэтический характер.
Кроме того, граф в одном из писем Фету позволил себе шутливое замечание. Толстой сообщил, что его жена нашла интересное совпадение. Заключалось оно в следующем: на том же листке, на котором написано стихотворение «Среди звезд», были «излиты чувства скорби», касающиеся подорожавшего до двенадцати копеек керосина. Лев Николаевич посчитал, что «это побочный, но верный признак поэта». Данная история отлично характеризует Фета.
В нем будто жили два человека. Один — крепкий хозяйственник, прекрасно управлявшийся с имением. Другой — стихотворец, приверженец «чистого искусства», считавший, что в лирике можно воплощать только три темы: любовь, природа, назначение поэта и поэзии.
Анализ стихотворения Фета «Среди звезд»