Анализ стихотворения Фета «Теплым ветром потянуло…»
Реализации мотива сна в фетовской лирике разнообразны. В поэтических текстах, посвященных изображению природы, спокойствием сна объяты деревья и цветы, море и воздух, курганы и земля. Через мотив сна и грезы передаются авторские философские убеждения и движения души. Лирический герой именует свое внезапное прозрение, позволяющее приблизиться к тайнам бытия, пониманием «всемирного сна» природы.
Окончание земного существования трактуется как «светлый сон», избавляющий от душевных терзаний и одиночества.
Картина тотального
Упоминание рода занятий одного из спящих становится поводом для детализации пейзажной картины в двух центральных четверостишиях. Мирно лежащие волы вписываются в общее состояние неподвижности. Параллельно сценке из сельского
Оригинальная метафора «навес мглы», которую можно соотнести с деталями деревенских хозяйственных построек, скрепляет указанную параллель.
Третий катрен выхватывает из общего фона два разнородных образа, которые объединяются по признаку бодрствования. Сторожевая собака и золотой месяц выполняют роль охранников, стерегущих покой спящего мира. Цель авторского хода аналогична задаче метафорической конструкции, уподобляющей навесу темную кромку тучи, — слить детали параллели в единую гармоничную картину.
Те же функции возложены на лексическую анафору «только».
Из художественных средств, задействованных в финальной части, выделяется эпитет «кочевая», который относится к образу тучки. Этот прием завершает перекличку разноплановых образов, развернутую в центральном эпизоде.
После паузы следует двустишие, обобщающее увиденное и суммирующее впечатления лирического героя. Спокойствие, неподвижность и тишина выражают гармонию мира, приносят умиротворение душе, встревоженной земными заботами. Противоречивая суть авторской формулы «ночь светла» лишает символ отрицательных значений, которые восходят к древним представлениям о ночи как торжестве хаоса, смерти, времени активности темных сил.
Анализ стихотворения Фета «Теплым ветром потянуло…»