Анализ стихотворения Фета «Тополь»
Осеннее увядание и наступление «жестокой поры» зимы вызывает грусть, упадок жизненных и творческих сил у чуткого героя фетовской лирики. Впечатление от безрадостного пейзажа скрашивает надежда, пусть слабая, тлеющая. Подыскивая варианты преодоления депрессии, поэт обращается к образам деревьев, сакральная роль которых сформировалась еще во времена языческой культуры.
Мощные создания природы, они имеют связь как с горним миром, так и с преисподней, и согласуют земной жизненный цикл с естественным ходом времени. Дуб и береза в фетовской
Стихотворение 1859 г. начинается с изображения безотрадной пейзажной зарисовки, которая нетипична для радостного мировосприятия автора. Зафиксировав внимание на тревожном знаке — тишине прежде многоголосого сада, поэт словно складывает мозаику из сумрачных деталей. Нагнетается лексика с семантикой печали и физического конца, наделенная отрицательными коннотациями: «потух», «мертвыми», «смертный недуг», «тлетворный». Широко используются анафорические конструкции: дважды упоминается лексема «последний», за прилагательным
Завершает череду повторов компаратив «мрачнее», данный в двух вариантах формы.
Миру, охваченному атмосферой тоски и предчувствиями смерти, противостоит образ тополя, одиночество которого также отмечено в двух эпизодах поэтического текста. Дерево, подобно близкому другу, становится адресатом лирического послания во втором и третьем катренах.
Центральная и заключительная части стихотворения объединены с помощью глаголов второго лица единственного числа: «таишь», «лепечешь» и др. Личные формы глаголов служат и средством создания антропоморфного образа, который может скрывать или сообщать информацию. Главным же свойством тополя становится способность припоминания. С учетом последнего обстоятельства складывается его сложная символика, утверждающая связь образа с категориями мужества, памяти и надежды.
Герой восхищается неизменностью, твердостью позиции своего адресата, верностью воспоминаниям о прекрасных «вешних днях».
Еще одна знаковая деталь — ветви, поднятые вверх, «к небесам». Они задают духовно-пространственные ориентиры, заставляя оторваться от унылого разглядывания разбросанной под ногами листвы. Ободренный, воспрянувший духом, устремивший свои помыслы к горней выси — финал представляет лирического субъекта, усвоившего урок мудрости, который преподал тополь.
Анализ стихотворения Фета «Тополь»