Анализ стихотворения Фета «Вчера я шел по зале освещенной…»
После завершения обучения в Московском университете Фет, чтобы вернуть себе фамилию отца, право на наследство и положение в обществе, поступил на службу в кирасирский полк. Вместе с ним поэт попал в гарнизон, располагавшийся под Херсонесом. В находившемся неподалеку имении Афанасий Афанасиевич познакомился с удивительной девушкой — Марией Козьминичной Лазич. Она хорошо знала и понимала его творчество, было между ними много общего и в других аспектах.
Молодые люди полюбили друг друга. Вот только жениться Фет на Лазич не торопился. Афанасий
Завершился роман страшной трагедией. В 1850 году Мария Козьминична погибла от ран, полученных при пожаре. До сих пор точно неизвестно, было то самоубийство или несчастный случай. Фет после этого сильно изменился. На протяжении всей своей жизни он чувствовал вину за то, что оставил ее.
Значительная часть его любовной лирики
В произведении лирический герой предается воспоминаниям о прошедшей любви, спровоцированным местом, обстановкой. Когда-то давно в этой зале он встречался с дорогой сердцу девушкой. По косвенным признакам читатель понимает, что в настоящем встречи невозможны. Возлюбленная появляется перед героем, но, кажется, это лишь ее призрак.
Любовное чувство в стихотворении трактуется с точки зрения, свойственной представителям романтизма. Дважды повторяются строки про шептание безумных желаний и лепетание безумных слов. Эпитет «безумный» здесь играет важнейшую роль. По замечанию советского литературоведа Дмитрия Дмитриевича Благого, в интимной лирике Фета это прилагательное встречается довольно часто: безумными поэт называет сны, мечты, дни, стихи и так далее. Безумным Афанасию Афанасиевичу представляется счастье, то есть оно невозможно и ощутимо исключительно сумасшедшими.
Кроме того, согласно Платону и некоторым другим древнегреческим философам, безумие — истинное состояние вдохновенного художника.
Встреча с призраком прошлого для лирического героя стихотворения «Вчера я шел по зале освещенной…» — возможность одновременно заново пережить сильнейшие эмоции и почувствовать свою неискупимую вину перед возлюбленной.
Анализ стихотворения Фета «Вчера я шел по зале освещенной…»