Анализ стихотворения Гумилева «Дождь»
Произведение, созданное весной 1915 г., отражает своеобразный подход автора к изображению родного пейзажа. Лирический герой видит окружающую природу через оконное стекло, забрызганное каплями дождя. Прозрачная преграда помогает по-новому взглянуть на детали обычной картины.
Герой-наблюдатель фиксирует привычные и свежие черты дождливого дня: мир по-прежнему ярок и близок лирическому «я», но представляется «рябым», пестрым, когда свет преломляется в каплях воды.
Мотив необычного, заявленный в зачине, приобретает во втором четверостишии
Лирический герой замечает увеличившуюся резкость контраста двух оттенков: зеленой листвы и кроваво-красных роз.
Равномерный плеск капель рождает еще один оригинальный образ — монахинь, которые торопливо «бормочут свой псалом».
Подытоживая увиденное, наблюдатель произносит странное славословие, превозносящее
Мощная способность к обновлению зарождает ирреальное пространство — фантастический пейзаж, вырастающий в двух финальных катренах.
В новой зарисовке обострение мотива необычного достигает кульминации. Мокрые «стволы деревьев» становятся бойкими рыбами, появляются образы «волшебных мельниц», в чьих «гиблых омутах» неистово ржут «бешеные кони».
Финал «Дождя» преподносит еще один сюрприз: оказывается, воображаемые зрительные и звуковые образы благотворно воздействуют на душу наблюдателя. Чудесные видения снимают остроту метафоры «несчастнейшая из пленниц», служащей обозначением стесненности земного существования вечной сущности.
Дождь выявляет многогранность мира, сочетающего в себе реальный и воображаемый срезы. Поэт сосредоточен на переходе между двумя пространственными пластами, считая его источником творческого вдохновения.
Внимание к полутонам и различиям отражается на уровне стиля: в поэтическом тексте концентрируются прилагательные сравнительной степени. Ряд из пяти примеров завершается прилагательным в превосходной степени, которое характеризует состояние невольницы-души.
Анализ стихотворения Гумилева «Дождь»