Анализ стихотворения Гумилева «Дождь»

Произведение, созданное весной 1915 г., отражает своеобразный подход автора к изображению родного пейзажа. Лирический герой видит окружающую природу через оконное стекло, забрызганное каплями дождя. Прозрачная преграда помогает по-новому взглянуть на детали обычной картины.

Герой-наблюдатель фиксирует привычные и свежие черты дождливого дня: мир по-прежнему ярок и близок лирическому «я», но представляется «рябым», пестрым, когда свет преломляется в каплях воды.

Мотив необычного, заявленный в зачине, приобретает во втором четверостишии

странное, немного пугающее звучание. Зелень листьев получает сравнение с купоросом и необычный эпитет «зловещая». Впечатление, вызванное неожиданным определением, подкрепляется характеристикой «кровавые», которая избирается для колористической оценки оттенка цветов.

Лирический герой замечает увеличившуюся резкость контраста двух оттенков: зеленой листвы и кроваво-красных роз.

Равномерный плеск капель рождает еще один оригинальный образ — монахинь, которые торопливо «бормочут свой псалом».

Подытоживая увиденное, наблюдатель произносит странное славословие, превозносящее

«небо в тучах черных». Что привлекательного усмотрел лирический субъект в картине хмурого ненастного дня? Героя привлекает очищающая сила дождя, подобная весеннему половодью.

Мощная способность к обновлению зарождает ирреальное пространство — фантастический пейзаж, вырастающий в двух финальных катренах.

В новой зарисовке обострение мотива необычного достигает кульминации. Мокрые «стволы деревьев» становятся бойкими рыбами, появляются образы «волшебных мельниц», в чьих «гиблых омутах» неистово ржут «бешеные кони».

Финал «Дождя» преподносит еще один сюрприз: оказывается, воображаемые зрительные и звуковые образы благотворно воздействуют на душу наблюдателя. Чудесные видения снимают остроту метафоры «несчастнейшая из пленниц», служащей обозначением стесненности земного существования вечной сущности.

Дождь выявляет многогранность мира, сочетающего в себе реальный и воображаемый срезы. Поэт сосредоточен на переходе между двумя пространственными пластами, считая его источником творческого вдохновения.

Внимание к полутонам и различиям отражается на уровне стиля: в поэтическом тексте концентрируются прилагательные сравнительной степени. Ряд из пяти примеров завершается прилагательным в превосходной степени, которое характеризует состояние невольницы-души.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Анализ стихотворения Гумилева «Дождь»