Анализ стихотворения «К морю» Пушкина

«К морю» . Элегия А. С. Пушкина «К морю» написана уже в Михайловском, куда поэт отправился после южной ссыл­ки. Она подводит своеобразный итог целого творческого перио­да. Следуя традиции романтизма, поэт обращается к морю, как к ничем и никем неограниченной стихии.

Море является в стихо­творении воплощением авторского идеала, символом свободы, той стихией, которую никто не может обуздать. Для Пушкина периода южной ссылки истинным воплощением индивидуаль­ной свободы являются Байрон и Наполеон — бросившие вызов предрассудкам,

укоренившимся взглядам. Но оба героя оказа­лись обречены, перед величием морской стихии претензии зем­ных титанов угасли. Возникает вопрос: не тщетны ли вообще ка­кие-либо надежды человека на физическую силу или всепоглощающую духовную мощь. Шум моря напоминает человеку о мирской суе­те, о тщетности суетных желаний и призывает человека к духов­ному совершенствованию:

В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.

«Разговор книгопродавца с поэтом» . Стихотворение А. С. Пушкина построено в форме диалога. Книгопродавец — человек, торгующий

искусством, и поэт-борец, создающий ху­дожественные произведения, ведут между собой разговор, раз­мышляя о предназначении поэтического творчества. Книгопро­давец рассматривает искусство только с позиции материальной выгоды:

Не продается вдохновенье,

Но можно рукопись продать.

Поэт же говорит о внутренней, творческой свободе, о неза­висимости его дара, невозможности создавать художественные шедевры по чьему-либо заказу.




Анализ стихотворения «К морю» Пушкина