Анализ стихотворения Клюева «Рождество избы»
Клюев родился в глухой деревне, расположенной на русском Севере, в крестьянской семье. Среди его предков были старообрядцы. Все это оказало огромное влияние на творчество Николая Алексеевича. Лирику его нельзя рассматривать, не принимая во внимание фольклорное орнаментальное искусство. Клюев внимательно изучал народные вышивки и кружева, коньки на крышах изб и причудливую резьбу, украшающую оконные наличники.
Северное зодчество — неизменный источник вдохновения поэта. Стихотворения Николая Алексеевича обращены не только к слуху,
В них наблюдается нечто общее с картинами великих русских художников — Коровина, Поленова, Васнецова.
Центральный образ поэзии Николая Алексеевича — русская изба крестьянина, а также связанный с ней мир, причем не только вещественный, но и духовный. Деревенский дом для него — не просто жилище бедняка. Он представляет собой символ патриархальной Руси. Кроме того, Клюев наделяет его мистической сущностью, делает основой мироздания.
Иногда
Скорей всего, ничего подобного не было. Рассказ о поездке в дальнюю страну — просто придуманный Клюевым факт. Тем более, ему было свойственно мифологизировать собственную биографию.
Своеобразной поэтической декларацией Клюева принято считать стихотворение «Рожество избы», написанное незадолго до Великой Октябрьской революции — в 1915 или 1916 году. Оно посвящено крестьянскому дому и его строителю — «крепкогрудому плотнику», «тайновидцу», «красному древоделу». Для создания деревенского колорита используется особенная лексика. Современному человеку сложно понять значение некоторых слов, не прибегая к специальной литературе. Процесс возведения избы уподобляется художественному акту, зодчий — творцу.
Для строителя, изображенного в произведении Клюева, «щепа как письмена», при этом сам он оказывается на «слова медлителен и скуп». В финале ему предсказывается заслуженная мировая слава. По мнению поэта, сказ о талантливом зодчем молва разнесет «по лесам, на запад и восток».
Анализ стихотворения Клюева «Рождество избы»