Анализ стихотворения Клюева «Вы обещали нам сады…»
Клюева принято относить к группе так называемых новокрестьянских поэтов. На протяжении всего творческого пути он оставался певцом русской северной избы, которая в его лирике превращалась в центр мироздания, наделялась мистической сущностью. Столь сильная любовь к деревне и простой жизни идет из детства Николая Алексеевича. Дело в том, что он родился и вырос в крестьянской семье.
Мать его была сказительницей и плачеей, отец — урядником, сидельцем в винной лавке. Среди предков поэта — немало приверженцев старообрядства. Семья Клюева
О своих корнях Николай Алексеевич никогда не забывал. Недаром Ахматова отзывалась о нем, как о «таинственном деревенском Клюеве», а Блок искренне считал «провозвестником народной культуры» и воспринимал в качестве символа народной веры.
В 1912 году Николай Алексеевич написал программное произведение, получившее название «Вы обещали нам сады…». Его считают ответом на «Оттуда» Бальмонта. Фактически Клюев выступает против символизма. В стихотворении появляется антитеза «мы» — «вы».
Под первым местоимением
В общем, Бальмонт описывает настоящий райский уголок.
Клюев обещаниям символистов не верит. По его мнению, в землях, изображенных Константином Дмитриевичем, живут Чума, Увечье, Голод, Убийство, Бедность, Разврат и Страх. Окультуренной природе, в качестве воплощения которой выступают сады, Николай Алексеевич противопоставляет природу дикую.
Он считает, что истинное очищение человека происходит только под воздействием силы, идущей из недр крестьянского мира. Себя и себе подобных Клюев провозглашает людьми, вскормленными ущелий недрами, вспоенными дождями. Тех, кому выпало счастье осознать величайшую ценность «мужицкого» восприятия действительности, поэт называет валунами, седыми кедрами, звоном лесных ключей и сосен.
Подобные мысли Николай Алексеевич будет транслировать и в произведениях, вошедших в сборники «Братские песни» и «Лесные были».
Анализ стихотворения Клюева «Вы обещали нам сады…»